» »

Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность. Как вести учет доходов и расходов в бюджетном учреждении Расходы по счету 109

05.02.2024

Согласно приказа 157н в единый План счетов введен счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг с детализацией его по следующим субсчетам:

  • 109 60 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг";

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

К прямым затратам могут относятся заработная плата сотрудников, участвующих в создании единственного вида продукции, страховые взносы на заработную плату, стоимость материальных запасов, необходимых для производства.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Принятие к учету прямых затрат отражается проводками

Дб 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

  • 109 70 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг"

Накладные расходы (общепроизводственные)- это затраты, которые не могут быт непосредственно отнесены к затратам на производство конкретного вида продукции и поэтому распределяются между видами продукции.

Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения. Способ распределения накладных расходов задается в учетной политике учреждения.

К накладным расходам относятся затраты на обслуживание всего производства, обучение работников, занятых в производстве, амортизация основных средств, используемых при производстве и т.д.

Принятие к учету накладных расходов отражается проводками

Дб 109.71.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

Накладные расходы распределяются на себестоимость (Дб 109.61 Кр 109.71), а в части не распределяемых расходов на увеличение расходов текущего периода (Дб 401.20 Кр 109.71)

  • 109 80 "Общехозяйственные расходы"

Общехозяйственные расходы - это затраты на общее обслуживание и организацию производства и управление учреждением.

Общехозяйственные расходы распределяются аналогично накладным расходам, способ распределения также указывается в учетной политике.

К общехозяйственным расходам относятся заработная плата руководителя или иного управленческого персонала, страховые взносы на зарплату и т.д.

Принятие к учету общехозяйственных расходов отражается проводками

Дб 109.81.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

Общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость (Дб 109.61 Кр 109.81), а в части не распределяемых расходов на увеличение расходов текущего периода (Дб 401.20 Кр 109.71). Способ распределения общехозяйственных расходов, а также перечень не распределяемых расходов задается в учетной политике учреждения.

  • 109 90 "Издержки обращения"

Издержки обращения - это затраты в результате реализации и (или) продвижения товаров. Издержки обращения не участвуют в формировании себестоимости готовой продукции.

Принятие к учету издержек обращения отражается проводками

Дб 109.91.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат)

Издержки обращения списываются на увеличение расходов текущего года

(Дб 401.20 Кр 109.71).

В соответствии с выше сказанным, затраты собираются на счете 109.61. Принятие к учету готовой продукции по себестоимости отражается учреждением корреспонденцией:

Дб 105 37 340 "Увеличение стоимости готовой продукции - иного движимого имущества учреждения", Кр 109 61 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг". Инструкция № 157н предусматривает возможность принятия на учет готовой продукции на дату ее выпуска, когда неизвестна ее фактическая себестоимость, которая определяется по окончании месяца. В этом случае готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) стоимости (Документ «Выпуск продукции»).

Проводки формируются по выбранным номенклатурным позициям с пустыми значениями КЭК и субконто "Виды затрат" у счета 109.61. Это позволяет не привязываться к собранным затратам, т.к. к моменту поступления готовой продукции на склад они могут быть собраны не полностью.

Обороты, сформированные в течение месяца документами "Выпуск продукции" по плановой стоимости будут скорректированы в конце месяца с учетом фактических затрат на производство ТМЦ регламентным документом «Закрытие производственных счетов».

По окончании месяца определяется разница между фактической себестоимостью и плановой (нормативно-плановой) стоимостью готовой продукции, выпущенной за данный месяц. Затем определяется разница, приходящаяся на нереализованную и реализованную продукцию. В учете указанная разница отражается на основании первичных учетных документов (Справка (ф. 0504833)) с приложением расчета.

В части нереализованной продукции разница относится на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной продукции. Если образовалась положительная разница, в учете делается та же проводка, что и при принятии на учет готовой продукции (указана выше). Отрицательная разница принимается на учет обратной проводкой. В части реализованной продукции, а также продукции, списанной в результате естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., разница относится на финансовый результат текущей деятельности учреждения:

в части превышения фактической себестоимости над плановой стоимостью: Дб 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" , Кр 109.61.000 - как списание затрат по соответствующим статьям расходов по формированию себестоимости готовой продукции

в части превышения плановой стоимости над фактической себестоимостью:

Дб 109.61.000 - как формирование затрат по себестоимости готовой продукции по соответствующим статьям расходов, Кр соответствующих аналитических счетов счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года"

После проведения регламентного документа "Закрытие производственных счетов", можно распечатать следующие справки-расчеты:

  • Калькуляция себестоимости продукции,
  • Себестоимости выпущенной продукции,
  • Распределение общепроизводственных затрат на расходы производства.

Согласно пункту 134 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н), для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 10900 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Согласно п. 138 Инструкции № 157н, группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:

1. прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;

2. накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;

3. общехозяйственные расходы;

4. издержки обращения.

Согласно п. 58 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), далее – Инструкция № 174н, для формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:

010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

010970000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

010980000 «Общехозяйственные расходы»;

010990000 «Издержки обращения».

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг, относятся к прямым затратам.

Если производится несколько видов продукции, работ, услуг, то тогда возникает необходимость использования счета 109.70 – накладные расходы. Т.е. это затраты, которые имеют отношение к нескольким видам выпускаемой продукции, работ, услуг, а поэтому не могут быть отнесены на конкретную продукцию. Примеры накладных расходов:

1) заработная плата начальника подразделения, выпускающего несколько видов продукции или оказывающего несколько видов услуг;

2) амортизация основного средства, которое используется для производства нескольких видов продукции и т.п.

Подробнее о накладных расходах можно прочитать в Порядке определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденному приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 №200.

В конце месяца эти затраты должны войти в себестоимость выпущенных продукции, работ, услуг (на счет 109.60) путем их распределения одним из выбранных методов, описанных ниже, которые учреждение должно закрепить в учетной политике.

Обратите внимание, что в учетной политике учреждения должно быть закреплено, какие расходы отнести на прямые, а какие на общехозяйственные.

Распределение накладных и общехозяйственных расходов

Распределение накладных расходов производится одним из способов:

  • пропорционально прямым затратам по оплате труда,
  • материальным затратам,
  • иным прямым затратам,
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг),
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур (п. 134 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н).

Общехозяйственные расходы не связаны с производственным процессом - изготовлением продукции, выполнением работ или оказанием услуг, а имеют отношение к управлению учреждением в целом. Примерный перечень общехозяйственных затрат приведен в пункте 13 Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200.

К общехозяйственным можно отнести, например, следующие затраты:

1) основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды;

2) амортизация;

3) расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения;

4) расходы, связанные со служебными командировками;

5) расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами;

6) расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения.

Согласно п. 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике, распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части не распределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в плане счетов для учета затрат предусмотрены счета 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы».

В соответствии с требованиями Инструкции № 157н на счете 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» ведется аналитический учет по объектам калькулирования себестоимости продукции, работ услуг (Субконто2 «Номенклатура» типа справочник «Номенклатура») и видам затрат (Субконто3 – «Виды затрат» типа справочник).

В соответствии с пунктом 60 Инструкции № 174н, на счете 109.61 накапливаются затраты, которые можно отнести к себестоимости конкретной услуги, работы или готовой продукции, т.е. такие затраты являются в бухгалтерском учете прямыми затратами, напрямую относимыми на себестоимость готовой продукции, работ, услуг.

Объектами расчета на счете 109.61 являются элементы справочника «Номенклатура».

Если учреждение оказывает только один вид услуг, например, образовательные услуги, то в справочник «Номенклатура» следует ввести соответствующий элемент и относить все расходы на него.

Если учреждение ведет несколько видов деятельности, то в справочник «Номенклатура» следует ввести соответствующие позиции.

На счет 109.61 на соответствующие элементы справочника «Номенклатура» следует относить только прямые затраты (заработная плата работников, которые оказывают только данную услугу, материалы и другие расходы, которые связаны только с данной услугой).

Согласно Инструкции № 157н и пунктам 60-62 Инструкции № 174н, на счета 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы» относятся затраты учреждения, которые нельзя напрямую отнести к определенной услуге, работе, готовой продукции. Поэтому в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на счетах 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы» ведется аналитический учет только по видам затрат (Субконто2 «Виды затрат» типа справочник «Виды затрат»). Порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат на себестоимость готовой продукции, работ, услуг устанавливается в учетной политике учреждения.

Для распределения общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных затрат (109.81) на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (109.61) в учетной политике учреждения на закладке Производство следует установить флаги «Распределять общепроизводственные затраты», «Распределять общехозяйственные затраты».

Если указанные флаги установлены, т.е. учетной политикой учреждения предусмотрено распределение общепроизводственных и общехозяйственных затрат, необходимо также задать базу распределения:

  • материальные затраты;
  • оплата труда;
  • выручка;
  • прямые затраты.

Какие расходы следует относить к прямым, какие к накладным, а какие к общехозяйственным, а также метод их распределения должны быть закреплены в Учетной политике учреждения.

Какие документы создают движения по счетам группы 10900?

1. Оприходование готовой продукции на склад оформляется документом «Выпуск продукции».

2. Поступление готовой продукции на склад в течение месяца отражается по плановой стоимости по факту готовности продукции, без учета фактических затрат. Документ формирует проводки:

3. Распределение общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных затрат (109.81) на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (109.61) производится регламентным документом «Закрытие производственных счетов» (меню «Материальные запасы – Учет производства – Закрытие производственных счетов»):

В результате распределения накладных и общехозяйственных затрат на себестоимость продукции, работ, услуг на счет 109.61 документом «Закрытие производственных счетов» счета 109.71 и 109.81 закрываются.

После проведения документа «Закрытие производственных счетов» на счете 109.61 может остаться остаток – это себестоимость услуг и работ и/или незавершенное производство.

4. Согласно пунктам 150, 152 Инструкции № 174н, начисление доходов от реализации работ, услуг, осуществляемых учреждением в рамках разрешенных согласно Уставу бюджетного учреждения видов деятельности, отражается на основании Актов приема-сдачи выполненных работ (Актов оказания услуг, Заказ-нарядов, иных первичных учетных документов, предусмотренных условиями договоров в рамках обычая делового оборота, подтверждающих фактическое исполнение бюджетным учреждением работ (услуг), Счета (Счета-фактуры); отнесение себестоимости выполненных бюджетным учреждением работ, оказанных услуг, на уменьшение финансового результата бюджетного учреждения от оказания платных услуг (работ) отражается на основании Справки (ф. 0504833) по дебету счета 240110130 «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 210960200 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (210960211 - 210960213, 210960221 - 210960226, 210960271, 210960272, 210960290).

Следовательно, себестоимость услуг и работ должна быть полностью списана на уменьшение финансового результата текущего периода, на счет 2.401.10.130. В программе для этого предусмотрен документ «Списание затрат по услугам».

Остатки накладных (109.71) и общехозяйственных (109.81) затрат должны быть списаны на счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», 401.20 «Расходы текущего финансового года» документом «Списание затрат по услугам».

Какую часть накладных и общехозяйственных затрат списать на счет 401.10, а какую - на счет 401.20, определяет бухгалтер. Более правильно утвердить в Учетной политике, какие виды затрат относятся на расходы текущего периода (401.20). Остальные расходы должны быть списаны на счет 401.10.

Золотухина Анастасия,

Консультант Компании «АНТ-ХИЛЛ»

Вопрос аудитору

С 2016 года внесены изменения в пп. 66, 67 Инструкции № 174н. В то же время редакция п. 153 Инструкции № 174н, по сути, осталась прежней. На какой счет закрывать счета 109 90, 109 80 (нераспределяемые общехозяйственные расходы) – 401 10 или 401 20? Себестоимость работ, выполненных в рамках задания, списывать на счет 401 10 или 401 20?

Приказом Минфина России от 31.12.2015 № 227н (далее – Приказ № 227н) внесены изменения в Инструкцию, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н).

В новой редакции изложен п. 66 Инструкции № 174н . Им установлено, что общехозяйственные расходы, издержки обращения учреждения отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (по виду доходов) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 109 80 000 "Общехозяйственные расходы", 0 109 90 000 "Издержки обращения" (по видам расходов).

В то же время (согласно п. 153 Инструкции № 174н) общехозяйственные расходы, которые не распределяются на себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), относятся на финансовый результат текущего финансового года по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 80 200 "Общехозяйственные расходы учреждений".

Таким образом, в данном случае Инструкция № 174н не содержит однозначного указания, на какой счет списывать нераспределяемые общехозяйственные расходы – 401 10 или 401 20, т.е. допускает двоякую трактовку. Разъяснений Минфина России по этому вопросу нет.

Издержки обращения (счет 109 90) списываются на уменьшение доходов (счет 401 10), поскольку в п. 153 Инструкции № 174н они не упоминаются.

Также в новой редакции изложен п. 67 Инструкции № 174н . Им установлено, что фактическая себестоимость оказанных услуг (выполненных работ) в рамках выполнения задания относится на уменьшение финансового результата текущего финансового года по дебету счета 0 401 10 100 "Доходы экономического субъекта" (по виду доходов) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг" (по видам расходов).

Однако в п. 153 Инструкции № 174н сказано, что отнесение себестоимости выполненных работ, оказанных услуг отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг".

Поскольку в пункте 67 Инструкции № 174н говорится именно о порядке списания фактической себестоимости оказанных учреждением услуг (выполненных работ) в рамках выполнения задания, по нашему мнению, по виду деятельности 4 себестоимость нужно списать в дебет счета 401 10, то есть воспользоваться прямым указанием Инструкции № 174н.

В новой редакции изложен также абз. 5 п. 152 Инструкции № 174н , согласно которому отнесение себестоимости выполненных работ и оказанных услуг на уменьшение финансового результата от оказания платных услуг (работ) отражается по дебету счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" и кредиту счета 0 109 60 200 "Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг" (по видам расходов). Налицо противоречие между п. 152 и п. 153 Инструкции № 174н.

Если буквально трактовать положения Инструкции № 174н, можно сделать вывод, что допустимы оба варианта списания нераспределяемых общехозяйственных расходов и себестоимости выполненных работ, оказанных услуг – и на счет 401 10, и на счет 401 20.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Однако если принять во внимание, что пп. 66 , , п. 152 Инструкции № 174н были изменены Приказом № 227н, а содержание п. 153 Инструкции № 174н осталось прежним, то можно предположить, что Минфин России планировал формировать финансовый результат на счете 401 10, а то, что п. 153 Инструкции № 174н остался в прежнем виде, считать технической ошибкой.

Ввиду недостаточной урегулированности рассматриваемого вопроса на уровне инструкций по бухгалтерскому учету учреждению необходимо закрепить выбранный вариант списания общехозяйственных расходов и себестоимости работ, услуг в своей учетной политике. Данный документ будет веским аргументом в пользу учреждения в случае претензий при проверке органами финансового контроля. При этом, по нашему мнению, целесообразно ориентироваться на изменения, внесенные Приказом № 227н , как на более поздние.

Бюджетные учреждения в рамках своей деятельности занимаются оказанием услуг населению (выполнение муниципального госзаказа). В связи с этим, в единый План счетов был введен счет № 109.00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" и соответствующие аналитические счета 109.60, 109.70, 109.80 и 109.90.

В данном материале мы подробно разберем, как вести 109 счет в бюджетном учреждении. Также рассмотрим, как закрыть счет 109.

Порядок формирования и закрытия счета 109

В нормативные затраты должны быть включены, в том числе, сведения о том, какие расходы влияют на себестоимость оказанных услуг. Документация формируется индивидуально на конкретном предприятии.

Задача бюджетного учреждения – обеспечить надлежащий уровень оказания услуг населению (и получить субсидию соответствующего размера). Задача документации – сформировать четкий перечень услуг конкретного учреждения. Задача бухгалтерского учета – отразить в 109 счете в бюджетном учреждении все расходы, необходимые для формирования себестоимости заявленных услуг. Поскольку оказываемые услуги могут быть различны для каждого конкретного учреждения, то и перечень затрат, вносимых в 109, будет индивидуальным.

Учет счета 109 в бюджетном учреждении содержит только определённые расходы учреждения. В частности, основываясь на документации о нормативных затратах, содержание недвижимого имущества может быть включено в дебет счета 401, а не 109.

Расходы по счету 109 можно разделить на четыре группы:

  • Прямые;
  • Накладные;
  • Общехозяйственные;
  • Издержки производства.

Они описываются в соответствующих субсчетах (109.60, 109.70, 109.80, 109.90).

Закрытие счета 109 не всегда производится в конце финансового года – закрывать необходимо по окончании «производственного процесса», то есть в момент, когда услуга оказана.

109.60 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг

Здесь отражаются прямые расходы, влияющие на себестоимость конкретной услуги (работы, товара). К прямым можно отнести: начисление заработной платы, оплата страховых взносов, оплата материалов, аренда помещения, оплата транспорта и т.д.

В программе 1С Бухгалтерия учет осуществляется счетом 109.61.

Учет прямых расходов осуществляется следующими проводками:

Дебет 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кредит

Обращаем ваше внимание, что счет 109.61 в бюджетных учреждениях учитывает только затраты, которые необходимы для формирования себестоимости конкретной услуги. Если финансы идут на разные услуги, то они учитываются, как накладные.

Счет 109.60.000 в рамках деятельности по выполенению муниципального задания списывается в дебет счета 401.20.200.

Сформированную на счете 109.60 себестоимость, оказанную за счет собственных доходов, можно списывать в дебет счета 401.10.130 (п.296 Инструкции №157н, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 26.12.2013 NN 02-07-007/57698, 42-7.4-05/2.3-870). Выбранный порядок закрепите в учетной политике.

109.70 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг

Накладные расходы в 109 счет в бюджетном учреждении вписываются в тех случаях, когда определенная затрата покрывает сразу несколько оказываемых услуг. К накладным затратам можно отнести те же затраты, что и в случае с прямыми: выплата заработной платы, оплата аренды, транспорта, услуг связи т.д. Ключевое отличие – траты нельзя отнести к конкретному виду деятельности, они применимы сразу к нескольким услугам.

В программе 1С Бухгалтерия учет осуществляется счетом 109.71.

Учет накладных расходов осуществляется следующими проводками:

Дебет 109.71.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

Закрытие счета 109.70:

Дебет: 109.60.000

Кредит: 109.70.000

109.80 Общехозяйственные расходы

Общехозяйственные расходы в счете 109 в бюджетном учреждении могут учитывать различные траты, направленные на оплату управленческой деятельности (заработная плата руководящего состава, обеспечение транспортных услуг для управления предприятия и т.д.), а также часть материальной базы (канцелярия и т.д.).

В программе 1С Бухгалтерия учет осуществляется счетом 109.81.

Учет в счете 109 в бюджетных учреждениях общехозяйственных расходов осуществляется следующими проводками:

Дебет 109.81.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

К общехозяйственным расходам относятся общие затраты на функционирование предприятия, не направленные на покрытие затрат по конкретной услуге.

Для закрытия счета при распределении общехозяйственных расходов осуществяется проводка:

Дебет: 109.60.000

Кредит: 109.80.000

Нераспределяемые расходы отнесите на уменьшение финансового результата учреждения, проводка:

Дебет: 401.20.000

Кредит: 109.80.200

109.90 Издержки обращения

Проводки по 109 счету в бюджетном учреждении должны учитывать и расходы, относящиеся к группе «издержки обращения». Это, прежде всего, затраты, произведенные в результате реализации товара. Издержки обращения не влияют на себестоимость.

В программе 1С Бухгалтерия учет осуществляется счетом 109.91.

Учет расходов на издержки обращения осуществляется следующими проводками:

Дебет 109.91.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кредит 302.00.730

В деятельности муниципальных бюджетных учреждений может и вовсе не быть затрат на издержки обращения, в таком случае отражать их нет необходимости.

При формировании проводок по счету 109 в бюджетном учреждении будьте предельно внимательны. Бюджетное учреждение, получающее субсидии от государства, должно максимально полно и точно отражать все категории расходов – это необходимо для формирования будущего бюджета и размера субсидий.

Закрытие счета 109.90 происходит списанием издержек на финансовый результат - счет 401.20, проводка.

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции.

Правила распределения затрат

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде предоставленной ему из бюджета субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат. Они делятся на прямые затраты, которые непосредственно связаны с оказанием данного вида услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.

Прямые расходы

К прямым нормативным затратам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуг.

Общехозяйственные расходы

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие расходы:

  • на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным на содержание имущества);
  • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем;
  • на приобретение услуг связи;
  • на приобретение транспортных услуг;
  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги.
  • прочие расходы на общехозяйственные нужды.

Накладные расходы

Накладные (косвенные) расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (КФО), между видами оказываемых услуг, а также в налоговом учете.

Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности, при расчете нормативных затрат на выполнение госзадания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг.

В соответствии с типовой формой соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием по госзаданию услуг (выполнением работ), учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно в целях оказания услуг, выполнения работ согласно требованиям к их качеству и (или) объему, определенным в госзадании. При этом учреждение не вправе покрывать часть нормативных затрат за счет субсидий, если оно ведет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ) за плату.

Таким образом, основаниям для отнесения кассовых расходов и принятых бюджетных обязательств к КФО должен соответствовать объем работ, услуг, установленный госзаданием, которое формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и показателей качества этих услуг.

Какие из перечисленных выше расходов подлежат распределению, указано на схеме.

В приведенной схеме прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу, которая условно названа «производственные расходы». В свою очередь накладные расходы, включенные в эту группу, подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам).

При распределении накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности не стоит забывать, что основная деятельность учреждения ведется в рамках госзадания, которое доводится до учреждения его учредителем.

Пример распределения затрат

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Рассмотрим на примере распределение общих расходов между видами деятельности на стадии планирования.

Пример

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение госзадания планируются на основании данных, полученных от учредителя, об объеме выделенных ему субсидий. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг), а также от предоставления имущества в аренду.

Обобщенные плановые показатели по поступлениям средств выглядят следующим образом:

1) субсидии на выполнение государственного задания, всего – 122 300 000 руб. (в том числе, на уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением – 10 200 000 руб.).

2) приносящая доход деятельность, всего – 60 000 000 руб.

Общая сумма поступлений составляет 182 300 000 руб.

1) услуги связи – 50 000 руб.;

2) расходы на коммунальные услуги, всего – 900 000 руб.

В том числе:

– на электроэнергию – 400 000 руб.

– на тепловую энергию – 300 000 руб.

– на водопотребление и водоотведение – 200 000 руб.

Транспортный налог – 200 000 руб.

Согласно установленной методике распределения общих расходов при планировании ФХД, общие расходы распределяются пропорционально доходам по видам деятельности следующим образом:

1) общая сумма поступлений субсидий на выполнение государственного задания (без учета средств на уплату налогов на имущество и землю) равна 112 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000);

2) общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета средств на уплату указанных налогов) составляет 172 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000 + 60 000 000);

3) доля доходов по субсидиям равна 65 процентам ((122 300 000 руб. – 10 200 000 руб.) : 172 100 000 руб. × 100);

4) доля доходов от предпринимательской деятельности составляет 35 процентов ((60 000 000 руб. : 172 100 000 руб.) × 100).

Распределение расходов для наглядности представлено в таблице ниже.

В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности.

Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к плану ФХД с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

Налоговый учет

Деление расходов на прямые и косвенные различается в бухгалтерском и налоговом учете, так как в учете бухгалтер следует отраслевым инструкциям, а при расчете налога на прибыль – нормам главы 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»).

Бюджетные учреждения при исчислении налога на прибыль не учитывают в составе доходов суммы целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности.

В соответствии с пунктами , статьи 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, согласноподпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, а также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

При ведении предпринимательской деятельности и формировании доходов и расходов для целей налогообложения необходимо руководствоваться общими нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, в том числе нормамипункта 1 статьи 272. Согласно ей, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.Однако указанные положения действуют только в отношении расходов, подлежащих учету для целей налогообложения прибыли организаций, и не распространяются на расходы бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.