» »

Методы проектирования вертикальной планировки - все для мгсу - учебный портал для студентов. Вертикальная планировка земельного участка Контрольные вопросы для самопроверки

17.02.2024

Используется для выравнивания наклонной плоскости, устранения ям и холмов, создания искусственных склонов для правильного водоотвода, подъема строительной площадки. Техника компании «ПрогрессАвтоСтрой» поможет выполнить все типы планирования грунта:

  • Подготовка территории. Создаем подъездные пути для доставки и стоянки техники.
  • Доставка, разгрузка и распределение привозного грунта (см. также раздел ).
  • Погрузка и вывоз лишнего материала .
  • Срезание плодородного слоя для последующего восстановления.
  • - от планировки простых площадок до и .

Цена на выравнивание земельного участка

Площадь участка, сотки

Цена выравнивания под газон
(перепахать + разровнять - без сбора сорняков)

Стоимость разравнивания трактором
(планировка)

Выравнивание с отсыпкой (подъем на 20см)*, руб.

Перед выполнением работ оцениваем масштаб, разрабатываем проект, план действий, организуем взаимодействие бригад, обеспечиваем минимальным набором оборудования без простоев и дополнительных затрат.

Вертикальная планировка: методы и цели земельных работ

Изменение ландшафта может потребоваться как , так и при планировке относительно ровных горизонтальных площадках. Вертикальная планировка грунта выполняется несколькими способами:

  1. Выравнивание. , засыпают ямы и траншеи, срезают возвышенности. Для планировки склона проводится выравнивание по верхней точке (машины досыпают необходимое количество земли), по нижнему уровню территории (лишний материал вывозится) или по средней линии (грунт перемещается в пределах участка и разравнивается, ).
  2. Вертикальная планировка площадки с подъемом общего уровня. Требуется при разработке территории с высокими грунтовыми водами, когда земля находится ниже поверхности дороги или соседних участков. Иногда проводится только вертикальная планировка строительной площадки для улучшения качества заливки фундамента и получения более прочного основания (мы также осуществляем Демонтаж и снос фундаментов всех типов).
  3. Работа на прибрежных участках. Планировка грунта в этом случае помогает увеличить общую площадь, поднять грунт на один уровень, провести укрепление вертикальной части береговой линии. Чтобы организовать планировку прибрежной зоны используются , бульдозеры, габионы.
  4. Формирование ступеней-террас (террассирование) на участке. Превращение наклонной плоскости в несколько больших террас и использование в планировке ступеней вместо склона сокращает расходы на вертикальную переработку и выравнивание территорий, делает участок более привлекательным, необычным и одновременно удобным для использования.
  5. Выполнение требований плана ландшафтного дизайнера с полным или частичным видоизменением территории. Грамотное использование помогает правильно организовать зоны для выращивания растений, выкопать котлован под пруд, сделать горки, сухие ручьи, подготовить площадки под теплицы, садовые и декоративные деревья, цветники.

Одновременно со всеми методами вертикальной планировки территорий продумывается план правильного отвода ливневых и паводковых вод. Для этого при планировке на ровных участках делают небольшие уклоны, чтобы вода не скапливалась на горизонтальной плоскости, свободно уходила в дренажную систему.

Техника для планировки грунта механизированным способом

Компания «ПрогрессАвтоСтрой» предлагает аренду любых машин для земляных работ, вертикальной обработки и реализации плана изменения ландшафта. К вашим , опытные специалисты, инженеры для грамотного управления рабочим процессом. Москва и Московская область редко доставляют проблемы в плане обработки земли, стандартный грунт можно обрабатывать любой спецтехникой. В комплект может входить оборудование всех типов:

  • Бульдозер, фронтальный погрузчик, трактор с навесным инструментом для перемещения, распределения, выравнивания территорий. Вертикальная планировка грунта бульдозером или погрузчиком используется для удаления неровностей, засыпки котлованов, траншей, а при обработке небольшого дачного участка машины обычно работают как единственная техника и выполняют весь список работ.
  • Экскаваторы, драглайны, грейферы. Вертикальная планировка грунта экскаватором используется для рытья котлованов, траншей под кабель и дренаж, выравнивания прибрежных участков, создания насыпей и прочих масштабных работ, которые есть в плане изменения ландшафта территории.
  • Скреперы и грейдеры для работ по поверхности участка с большой площадью, при укладке дорог, разработке площадок под парковки, крупное строительство.
  • Оборудование и инструменты для разрыхления твердых пород, подготовки земли к перемещению, уплотнения готовых площадок. Вертикальная планировка территорий в зависимости от состава грунта и плана работ может проводиться с использованием бурильного инструмента, закладки взрывных зарядов, разрушения подземных коммуникаций и конструкций.
  • Самосвалы и грузовики для доставки, вывоза с территорий планировочного грунта, гравия, песка.

При обращении вы получаете необходимый комплект техники для вертикальной планировки и инженерной подготовки территории, выполнения дополнительных работ.

Вместе с оборудованием для вертикальной обработки на объект приезжает квалифицированный персонал, перед корректировкой ландшафта разрабатываем схему, план мероприятий, организуем изменение вертикальной формы таким образом, чтобы сократить расходы, выполнить работу максимально быстро.

Этапы вертикальной планировки территорий

Работы по вертикальной модернизации территории начинаются с анализа задачи и внешних условий. При необходимости инженер «ПрогрессАвтоСтрой» приезжает на объект, помогает учесть в плане местности все подробности, определяет, что именно нужно сделать для выполнения вертикальной планировки: , поднять уровень территории (или ее часть), доставить планировочный грунт, вывезти лишний материал, создать искусственные уклоны, проложить дренажную систему.

Второй этап - подбор техники и составление техпроцесса для конкретных территорий. В схеме учитываются особенности вертикальной переработки, совместная работа машин, доставка и вывоз грунта, перемещение техники таким образом, чтобы избежать простоев и лишних затрат.

Третий этап - доставка оборудования и на территории. Длительность вертикальной планировки площадок в зависимости от сложности объекта может составлять от 2-3 часов до нескольких недель. При необходимости организуем временную площадку для стоянки техники, лагерь для строителей.

На практике оценка вертикальной обработки происходит гораздо быстрее: опытный инженер за несколько минут оценивает обстановку на территории и предлагает решения задачи. Для обработки небольшой территории возможен выезд техники без инженера - с простыми задачами рабочие справляются без техпроцесса и подготовительных работ.

Как заказать планировку поверхности грунта

Свяжитесь с консультантом компании «ПрогрессАвтоСтрой» и сообщите подробности предстоящей вертикальной планировки: расположение территории, состояние, особенности участка, список задач, возможные трудности.

При необходимости на объект выезжает инженер и самостоятельно составляет список работ для территории определенной площади. Позвоните, уточните сколько стоит вертикальная планировка площадок, сколько времени занимают земельные работы и какая техника лучше справится с конкретной задачей.

Вертикальная планировка является одним из основных элементов инженерной подготовки территорий населенных мест и представляет собой процесс искусственного изменения естественного рельефа для приспособления его к требованиям градостроительства.

Задача вертикальной планировки заключается в придании проектируемой поверхности уклонов, обеспечивающих: отвод дождевых и талых вод по открытым лоткам в водосточную сеть и далее в естественные водоемы; благоприятные и безопасные условия движения транспорта и пешеходов; подготовку осваиваемой территории для застройки, прокладки подземных сетей и благоустройства; организацию рельефа при наличии неблагоприятных физико-геологических процессов на местности (затопление территории, подтопление ее грунтовыми водами, оврагообразование и т.д.); придание рельефу наибольшей архитектурно-композиционной выразительности.

Важным условием проектирования вертикальной планировки является достижение наименьшего объема земляных работ и возможного баланса перемещаемых масс грунта, т.е. равенство объемов насыпей и выемок, с тем, чтобы сократить транспортные расходы на доставку или вывоз грунта.

При разработке проектов вертикальной планировки надо стремиться к максимально возможному сохранению сложившегося природного рельефа местности, существующих зеленых насаждений и растительного почвенного покрова. В связи с этим вертикальная планировка должна предусматриваться, как правило, на земельных участках, занятых зданиями, сооружениями, улицами, дорогами и площадями. Сплошную вертикальную планировку допускается применять на территориях общественных центров при плотности застройки более 25%, а также при большой насыщенности их дорогами и инженерными сетями.

Естественно сложившийся растительный слой земли является золотым фондом для дальнейшего его использования при озеленении территории. Поэтому СНиПы обязывают в проектах вертикальной планировки территорий предусматривать места снятия и временного складирования плодородного слоя почвы и меры по защите его от загрязнения при производстве строительных работ для последующего его использования при благоустройстве территории.

В сложных условиях подготовки территории может возникнуть необходимость коренного изменения существующего рельефа путем сплошной подсыпки участков, подверженных затоплению паводковыми водами, засыпки оврагов или срезки возвышенностей, препятствующих Размещению застройки, улиц, проездов и т.д. При этом необходимо предусматривать такое размещение земляных масс, которое не могло бы вызвать оползневых и просадочных явлений, нарушение поверхностного стока, режима грунтовых вод и заболачивания территорий. Указанные обстоятельства приобретают особое значение при засыпке оврагов и избыточном увлажнении территорий.

Разработке проектных решений вертикальной планировки предшествует тщательное изучение рельефа местности и других перечисленных ранее природных факторов. Работы по вертикальной планировке желательно осуществлять до строительства зданий и сооружений.

Изучение рельефа, его использование и изменение

При разработке генеральных планов населенных мест, проектов детальной планировки и застройки их территорий важное значение приобретает характер рельефа местности. Недоучет или неправильное использование особенностей рельефа приводит к усложнению проектных решений, удорожанию строительных работ и созданию в ряде случаев неблагоприятных условий для размещения зданий и сооружений, организации движения транспорта и пешеходов, санитарно-гигиенических условий проживания и благоустройства. Рельеф местности часто определяет внешний облик города и условия его территориального развития.

По принятой планировочной практикой терминологии рельеф местности расположения города (населенного пункта) подразделяют на следующие виды:

1) равнинный - слабовыраженная пологая поверхность земли без холмов и оврагов (например, Санкт-Петербург);
2) средний - с холмами, небольшими долинами и котлованами (например, г. Москва);
3) сложный - с резко выраженными крутыми скатами и холмами (например, г. Киев).

Рельеф местности определяют геодезической съемкой и изображают на плане в горизонталях, представляющих собой условные линии проекции пересечения поверхности горизонтальными плоскостями, расположенными по высоте на равных расстояниях одна от другой. Так как каждая горизонталь в отдельности - это линия, соединяющая между собой точки с одинаковыми отметками, разные по высоте горизонтали не могут пересекаться между собой в плане.

На горизонталях надписывают их высотные - абсолютные отметки, отсчитываемые от абсолютного нуля (Балтийского моря). При отсутствии таких данных поверхность нивелируют от условно принятого уровня и отметки называют относительными. Разность между соседними по высоте горизонталями называют высотой сечения рельефа, или шагом горизонталей, а расстояние между ними в плане - заложением. На поверхности с одинаковым углом падения рельефа местности расстояния между горизонталями будут равными. При пологом рельефе расстояния между горизонталями будут большими, а по мере повышения крутизны ската они уменьшаются.

В зависимости от стадийности проектирования и соответственного увеличения масштаба плана изменяется детальность изображения рельефа. При разработке детальных проектов планировки и застройки городов целесообразнее пользоваться топографическими планами с масштабом 1:2000 и шагом горизонталей 0,5 или 1 м и др. (М 1:500) (рис.1).

На рис.1 представлен план местности, отображающий в горизонталях различные условия рельефа. Из плана видно, что отметки горизонталей заложены с падением по высоте, или шагом, 1 м. Стрелками показаны направления уклонов поверхности, наибольшие из которых определяют по кратчайшему расстоянию между горизонталями (по нормали к ним). Следовательно, условия рельефа местности характеризуются главным образом уклонами и их направлениями.

Рис.1. План местности, отображающий условия рельефа

В - вершина; С - седловина; П - пик; Б - бергштрих, указывающий направление склона; Р - равнинный участок; К - участок выработки (котлован); Т- тальвег; Л - лощина; Г - гребень (стрелки показывают направление поверхностного стока)

Уклон - это их отношение разности высот между двумя отдельно взятыми точками к расстоянию между ними (рис.2).


Рис.2. Уклон Уклон выражают десятичными дробями в процентах и в промиле (%о) (тысячные доли). Например: i = 0,01 соответствует i = 1% или i = 10%о. Чаще всего на практике - %о.

В природе редко встречаются безуклонные поверхности земли, за исключением заболоченных территорий. На рис.1 план рельефа местности характеризуется наличием лощин, холмов, оврагов, равнинных участков.

Наивысшие линии хребтов являются водораздельными, а по наиболее низким участкам оврагов и лощин, называемых тальвегами, концентрируется сток поверхностных вод. Хребты, или водоразделы, характеризуются на плане выпуклостью следующих одна за другой горизонталей (в направлении уклона), а лощины, или тальвеги, - их вогнутостью. Характер водоразделов и тальвегов определяется разностью наиболее высоких и низких отметок, частотой горизонталей на отдельных участках и степенью их выпуклости или вогнутости, характеризующими продольный уклон и крутизну откосов и склонов. Учащение горизонталей, т.е. уменьшение расстояний между ними в плане, указывает на повышение уклонов на этих участках, а разряжение горизонталей - на их уменьшение. Для облегчения изучения рельефа на горизонталях по перпендикуляру на них наносят бергштрихи - небольшие черточки, указывающие направление уклона в сторону понижения рельефа.

Категории неблагоприятных и особо неблагоприятных условий рельефа требуют проведения специальных мероприятий по вертикальной планировке с существенным изменением рельефа, устройством подпорных стенок, откосов, лестниц и т.д.

Рельеф территории в значительной степени предопределяет планировочную композицию уличной сети, а следовательно, и плана города. Для прокладки сети улиц наиболее благоприятен рельеф с уклонами 5-60%о, для магистральных улиц - 5-80%о, для жилых улиц и проездов - в зависимости от их классификации.

В условиях сложного рельефа трассирование улиц и дорог может проектироваться по трем схемам.

По наибольшему уклону - поперек горизонталей, что иногда необходимо для создания кратчайших расстояний между отдельными пунктами населенного места. По такой схеме продольные уклоны становятся наибольшими и могут быть применены только на жилых улицах и местных проездах небольшой протяженности. При этом уклон не должен превышать 80%о, а в горных условиях -100%о.

По наименьшему уклону - вдоль горизонталей. Такая схема наиболее приемлема для магистральных улиц и дорог с насыщенным движением транспорта. При этом требуется производство земляных работ по выравниванию поперечного профиля с тем, чтобы здания, закладываемые по противоположным сторонам улицы, не располагались на разной высоте. Иногда возникает необходимость устройства подпорных стенок или откосов.

По диагонали к горизонтали, т.е. комбинация первой и второй схем. В этом случае за счет увеличения расстояния между перепадом отметок рельефа обеспечивается создание необходимого уклона.

При значительных уклонах местности (в горных условиях) приходится застройку размещать по террасам, а дорожно-уличную сеть трассировать по серпантинам (рис.3). Вертикальная планировка оказывает заметное влияние на благоустройство территории, при этом одним из важнейших мероприятий является обеспечение стока поверхностных вод и удобство прокладки водосточных и канализационных трубопроводов.

Следует иметь в виду, что закрытая (подземная) сеть водостоков и фекальной канализации относится к категории безнапорных, самотечных сооружений, требующих соответствующих уклонов для нормальной работы. Недоучет этих обязательств приводит к необходимости устройства дополнительных сложных и дорогостоящих искусственных сооружений (дюкеров, акведуков, станций перекачки). Так как подземные трубопроводы в населенных местах обычно прокладывают вдоль улиц и дорог, проектирование вертикальной планировки дорожно-уличной сети должно наряду с транспортными требованиями обеспечивать необходимые условия для их комплексного сооружения.

Условия обеспечения поверхностного стока вод предопределяют необходимость создания минимального продольного уклона улиц 5%о и в исключительных случаях при монолитном дорожном покрытии (асфальтобетонном, цементобетонном) - не менее 4%о. Максимальный продольный уклон устанавливают с учетом категорий улиц и дорог, с тем, чтобы обеспечивались удобство и безопасность движения по ним транспорта с расчетными скоростями.


Рис.3. Участок серпантинной дороги

L - воздушная линия; L 1 -L 4 - участки развитой трассы дороги; О - вершина угла поворота; К - основная кривая на участке серпантина; K - обратные кривые; r-радиус кривой; C - вставки между кривыми

Как правило, разработке вертикальной планировки территории городов, отдельных районов и участков предшествует вертикальная планировка сети улиц и дорог, при которой устанавливают проектные (красные) отметки на линиях, ограничивающих с двух сторон в плане площадь, занимаемую улицей или дорогой, именуемые "красными линиями". Вертикальную планировку прилегающей "к красным линиям" территории для ее застройки и благоустройства разрабатывают с обязательной привязкой к проектным (красным) отметкам, являющимся руководящими.

Стадии и методы проектирования

Проекты вертикальной планировки разрабатывают в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, которое составляет архитектурно-планировочное управление или отдел главного архитектора города.

В зависимости от стадийности проектирования разработка вертикальной планировки производится тремя методами:

1) методом проектных ("красных") отметок;
2) методом продольных и поперечных профилей;
3) методом проектных (красных) горизонталей.

Метод проектных ("красных") отметок применяют при разработке схемы вертикальной планировки, являющейся первым этапом высотного решения территории населенного места или отдельного его района. Сущность его заключается в том, что на схеме генплана, выполненного на геодезической подоснове, отображающей существующий рельеф территории в отметках или горизонталях, в характерных точках наносят проектные ("красные") отметки.

Проектные отметки и намечаемые уклоны на участках между ними характеризуют планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод.

В схеме вертикальной планировки проектные отметки наносят по осям улиц и дорог в точках их взаимных пересечений, а также в местах намечаемых переломов (изменений уклонов) продольных профилей. Определяют проектные отметки на пересечениях улиц и дорог, у искусственных сооружений, в местах намечаемых значительных подсыпок или срезок и в других характерных точках. Разность между проектными и существующими отметками называют рабочими отметками (+ или -), которые характеризуют размер подсыпок или срезок, а также высотное положение поверхности проектируемых искусственных сооружений. На участках между точками задаваемых проектных отметок поверхностям в профиле придают прямолинейные очертания. При этом средние проектные уклоны поверхностей определяют отношением разности проектных отметок граничных точек рассматриваемых участков к расстоянию между этими точками.


Рис.4. Схема определения промежуточных отметок между горизонталями (метод интерполяции)

Метод проектных (красных) отметок применяют на первых стадиях градостроительного проектирования - при разработке технико-экономического обоснования и генерального плана.

Метод продольных и поперечных профилей применяют в основном при проектировании линейных сооружений автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, подземных инженерных коммуникаций и т.д. Система проектных профилей (чаще продольных) дает достаточно полное представление о намечаемых проектных решениях и возможность точного осуществления их в натуре.

Профили представляют собой условные разрезы существующей и проектируемой поверхностей в рассматриваемых сечениях. Условность состоит в следующем:

а) предусматривается, что между точками с известными отметками рельеф выражается прямолинейными участками;
б) для более наглядного изображения рельефа масштабы разрезов искажаются. Для продольных профилей обычно искажение принимают 1:10, т.е. вертикальный масштаб в 10 раз крупнее горизонтального; для поперечных профилей улиц и дорог соотношение масштабов 1:2.

Метод проектных ("красных") горизонталей выгодно отличается от метода профилей большей наглядностью, ясностью сочетания проектируемого рельефа с размещением сооружений, возможностью охвата всей проектируемой территории. Благодаря этому метод проектных горизонталей получил преимущественное распространение при разработке проектов вертикальной планировки площадей, микрорайонов, зеленых массивов. Сущность этого метода заключается в том, что на план с геодезической подосновой наносят горизонтали, отображающие проектируемый рельеф местности. На рис.5 приведены сопоставляемые примеры проектирования вертикальной планировки перечисленными выше методами.


Рис.5. Фрагменты проектов вертикальной планировки, выполненные различными методами

а - проектных ("красных") отметок; б - профилей, в - проектных ("красных") горизонталей. Стрелкой показано направление уклона; над стрелкой - уклон, %о, под ней - расстояние между отметками, м. Существующая поверхность на профиле и в горизонталях показана тонкой линией, а проектируемая - толстой

Основой для вертикальной планировки территории проектируемых объектов является генеральная схема вертикальной планировки населенных мест или отдельных районов, составляемая при разработке генеральных планов. При проектировании этих схем решают вопросы высотной ориентации территории, а также корректируют трассы улиц и дорог по условиям рельефа с учетом обеспечения поверхностного водоотвода, удобства и безопасности движения, экономичных условий канализования территории и минимальных объемов земляных работ, связанных с перепланировкой рельефа

Вертикальная планировка территорий населенных мест и их районов

На основе генерального проекта планировки населенного места в целом (генплан), разработанного на геодезической подоснове (М 1:5000), для определения наиболее целесообразного и экономически оправданного решения приспособления рельефа к условиям застройки составляют схему вертикальной планировки. В зависимости от размеров проектируемой территории (города, района) и сложности рельефа масштабы и степень их подробности могут быть различными. Основой для их решения служат планы дорожно-уличной сети.

Схемой вертикальной планировки должны быть определены изменения рельефа территории, условия организации поверхностного стока и канализования. Для этого устанавливают места сброса ливневых и фекальных вод и намечают сеть основных водоотводящих коллекторов. Исходя из преимущественного расположения водоприемных сооружений и водоотводящих сетей ливневой и фекальной канализации вдоль улиц последние обычно трассируют по пониженным местам по отношению к прилегающей территории, чем обеспечивается сток поверхностных вод с прилегающей территории и удобство канализования отдельных их участков.

В зависимости от рельефа местности планируемым территориям придают односкатную, двухскатную или четырехскатную поверхность (рис.6). Лучшими являются двух и четырехскатные поверхности, так как они обеспечивают быстрый сток поверхностных вод в направлении проходящих по улицам водостоков и способствуют сокращению сети водостоков на внутриквартальных территориях.

Наименее удобны участки территории с замкнутым контуром, т.е. с пониженным расположением их по отношению к прилегающим улицам. На таких территориях необходимо устраивать развитую водосточную сеть с размещением во всех пониженных местах водоприемных колодцев. Однако это не устраняет возможности подтопления территории, особенно в период сильных ливней, а также в случае засорения ливневой канализации. Поэтому дорожно-уличную сеть, а также прилегающие территории следует планировать по возможности таким образом, чтобы обеспечивался поверхностный сток в направлении прокладываемых вдоль улиц водосточных сетей.


Рис.6. Схемы организации поверхностного стока на микрорайонных территориях

а, б - с односкатной поверхностью; в - с двухскатной поверхностью; г - с четырехскатной поверхностью; д - на пониженном участке

Как уже было отмечено, при проектировании вертикальной планировки следует стремиться к достижению нулевого баланса земляных работ, т.е. к равенству объемов насыпей и выемок на соседних участках планируемых территорий. Иногда необходимость подсыпки территорий может вызываться наличием пониженных участков местности с затрудненным водоотводом, заболоченных участков, затапливаемых территорий и т.д., однако большие объемы земляных работ связаны со значительными затратами изменением природных условий, а в отдельных случаях с необходимостью переустройства существующих наземных или подземных сооружений. Поэтому намечаемые работы по подъему уровня поверхности территорий следует сопоставлять с другими возможными инженерными решениями: понижением уровня грунтовых вод, устройством на планируемых территориях сети водостоков, водозащитных сооружений (от затопления) и т.п.

При проектируемой срезке грунта следует учитывать наличие участков с высоким уровнем грунтовых вод, трудноразрабатываемыми скальными породами, возможность повреждений или необходимость переустройства подземных сооружений и дорожных покрытий. Иногда изменение рельефа может быть связано с осуществлением своеобразного архитектурно-композиционного замысла.

Условия изменения рельефа характеризуются объемом подсыпок и срезок на отдельных участках поверхности. Подсыпки или срезки определяются рабочими отметками, представляющими собой разность проектируемых и существующих отметок в отдельных точках (рис.7).

Указанные на схемах вертикальной планировки стрелки вдоль осей улиц и дорог характеризуют направления продольных уклонов на участках между опорными точками. Цифры над стрелками показывают проектные продольные уклоны улиц и дорог (%о - промилле), а под стрелками - расстояния между соседними опорными точками (в м). Нижние цифры у опорных точек показывают существующие отметки поверхности в этих точках, верхние - проектные отметки и средние - рабочие отметки. Положительные рабочие отметки (+) характеризуют намечаемый объем подсыпок, а отрицательные - (-) срезок.

Проектные уклоны определяют по формуле

i = (H 1 - H 2) / l

Н 1 и Н 2 , - проектные отметки в рассматриваемых точках; l - расстояние между ними.


Рис.7. Фрагмент схемы вертикальной планировки участка городской территории

Значение i обычно округляют до тысячных долей с соответствующим корректированием отметок рассматриваемых точек.

Городские улицы и дороги

Продольные и поперечные уклоны улиц, дорог и отдельных их элементов должны быть в пределах значений, допускаемых СНиПами. Допустимые продольные уклоны зависят от расчетных скоростей движения. Их устанавливают в соответствии с категориями проектируемых улиц или дорог (табл.2).

Значения предельно допустимых уклонов

Категория улиц и дорог Расчетные скорости движения, км/ч Наиболее допустимые продольные уклоны, %о
Скоростные дороги 120 40
Магистральные улицы и дороги общегородского значения
непрерывного движения 100 50
регулируемого движения 80 50
районного значения 80 60
дороги грузового движения 80 40
Улицы и дороги местного значения
жилые улицы 60 80
дороги промышленных и складских районов 60 60
Пешеходные улицы и дороги - 40
Проезды 30 80

В местах взаимных пересечений улиц и дорог в одном уровне рекомендуется, чтобы продольные их уклоны не превышали 20-30%о. Для мостов уклон 30%о является предельно допустимым. Места пересечения с железными" дорогами участка автомобильных дорог следует устраивать безуклонными на протяжении не менее 10 м в каждую сторону от железнодорожных путей (а при переездах в выемках - не менее 20 м).

Участки проезжих частей улиц и дорог с различными продольными уклонами сопрягают между собой с помощью криволинейных вставок. Радиусы вертикальных кривых устанавливают с учетом обеспечения плавности движения и его безопасности (табл.3).

Наименьшие радиусы вертикальных кривых, м

Категория улиц и дорог выпуклые вогнутые
Скоростные дороги 10000 2000
Магистральные улицы и дороги 6000 1500
общегородского значения
районного значения 4000 1000
дороги грузового движения 6000 1500
Улицы местного значения 2000 500

Радиусы выпуклых кривых принимают больше вогнутых с учетом обеспечения видимости дороги, а также впереди идущих автомобилей на расстояниях, необходимы по условиям безопасности движения на расчетных скоростях.

Поперечные уклоны поверхностей проезжих частей и дорог устанавливают в зависимости от типов дорожных покрытий и принимают в среднем для асфальтированных и цементобетонных покрытий из плит 20%о для мостовых, а также покрытий из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами, - 25%о; для щебеночных и гравийных покрытий - 30%о.

Продольные профили проектируют в основном по осям проезжих частей улиц и дорог (рис.8).


Рис.8. Продольный профиль городской улицы (дороги), совмещенный с геологическим разрезом

Наиболее часто при детальной планировке применяют для продольных профилей М 1:1000 и для вертикальных - М 1:100. Для удобства учета гидрогеологических условий и сокращения числа чертежей продольные профили улиц и дорог обычно совмещают с геологическими профилями (разрезами). При построении проектного продольного профиля (нанесении проектной линии) руководствуются следующими условиями:

1. Обусловленные нормами продольные уклоны следует создавать при минимально возможном объеме земляных работ по всей ширине улицы в пределах "красных линий". Для этого, проектируя продольный профиль по оси улицы (дороги), следует одновременно учитывать, какое влияние окажут продольные уклоны на объем земляных работ по созданию проектируемого поперечного профиля улицы.


Рис.9. Примеры поперечных профилей улиц в условиях различного рельефа

а - на равнинном участке; б, в - на косогорных участках, Н p - руководящая отметка

Переломные отметки продольного профиля устанавливают с таким расчетом, чтобы при сохранении типовым элементов поперечного профиля и их нормативных поперечных уклонов по возможности сохранить существующие отметки поверхности земли вдоль "красных линий", что исключает необходимость перепланировки рельефа прилегающих территорий (рис.8, 9). При ограниченных поперечных уклонах местности указанное условия может достигаться за счет изменения поперечных уклонов газонов (уменьшения их с подуклонной стороны и увеличения с нагорной). При значительных поперечным уклонах (улицы на косогорах) часто возникает необходимость проектирования отдельных элементов улиц на разных уровнях с сопряжением террасовых участков при помощи откосов или подпорных стенок.

2. При местных неровностях рельефа продольные профили улиц и дорог надо проектировать методом секущих линий со срезкой отдельных выступающих участков и засыпкой срезанным грунтом пониженных мест (микропланирование рельефа).

3. При необходимости изменения продольных уклонов улиц и дорог проектные линии продольных профилей также следует наносить в виде секущих линий по отношению к существующей поверхности предусматривая наименьшие подсыпки и срезки грунта и возможное равенство объемов насыпей и выемок на соседних участках.

4. Число переломных точек продольного профиля следует ограничивать, стремясь к увеличению расстояния между ними, особенно на улицах и дорогах предназначенных для движения автомобилей с повышенными скоростями.

5. Наиболее пониженные места улиц следует располагать, как правило, на участках пересечений с другими улицами, в направлении которых может быть осуществлен отвод поверхностных вод, или же в иных местах возможного водосброса. Если такого решения достичь невозможно, необходимо оборудовать улицы подземной ливневой канализацией на всем их протяжении с размещением во всех пониженных местах водоприемных колодцев для обеспечения отвода поверхностных вод.

6. При реконструкции существующих улиц и дорог необходимо сохранять по возможности капитальные сооружения, дорожные покрытия и другие элементы улиц. Если дорожные покрытия находятся в хорошем состоянии, то рабочие отметки на отдельных участках могут быть нулевыми или с незначительным возвышением проектных линий. В этом случае профиль исправляют за счет наращивания покрытий путем укладки по их поверхности слоя асфальтобетона.

7. Конечные точки проектируемых продольных профилей должны иметь нулевые рабочие отметки, т.е. проектная линия должна сопрягаться с отметками существующей поверхности. Вследствие этого в ряде случаев границы проектных профилей необходимо выводить за пределы проектируемых участков на достаточное расстояние, требуемое для сопряжения с существующей поверхностью.

Положение проектной линии продольного профиля характеризуется проектными отметками, уклонами и длинной участков между точками перелома продольного профиля. В точках изменения уклонов возникают углы, образующие выпуклые и вогнутые переломы продольного профиля. Выпуклые переломы профиля ухудшают видимость дороги и вызывают удары автомобиля при переезде его через гребень. На вогнутых переломах под действием Центробежной силы возникают толчок и перегрузка рессор. Для обеспечения плавности движения транспорта и видимости поверхности проезжей части на достаточном Расстоянии в местах переломов продольного профиля прямолинейные в профиле участки должны сопрягаться кривыми радиальными вставками (выпуклыми и вогнутыми вертикальными кривыми).

Радиус вертикальных кривых зависит от расчетной скорости движения. Чем больше принятая скорость движения, тем большим должен быть радиус вертикальных кривых (см. табл.3).

Поперечные профили улиц и дорог проектируют в соответствии с установленными элементами, входящими в и: состав, в том числе с проезжей частью, центральной раз делительной полосой, полосами озеленения (газоны), тротуарами, велодорожками, а также обочинами и кюветами для дорог с открытой системой водопровода. Поперечный профиль, отражающий все его составные элементы, называют типовым конструктивным, а профили, устанавливающие высотные отметки всех его переломных точек, рабочими профилями.

Тротуарам и газонам придают односкатную поверхность с поперечным уклоном в сторону проезжей части. Проезжим частям придают односкатную или двухскатную поверхность, при этом односкатную поверхность придают проезжим частям с односторонним движением шириной до 10,5 м. Проезжим частям с двухсторонним движением придают двухскатный профиль, а при значительной ширине - полигональный. Пешеходные дорожки обычно имеют параболические очертания.

Проектирование методом проектных (красных) горизонталей дает наглядное представление о проектируемом рельефе и возможность точного осуществления проекта в натуре, особенно на территориях с малыми уклонами и сложным рельефом.

В направлении результирующего уклона i происходит сток поверхностных вод (перпендикулярно к горизонталям). Все горизонтали на протяжении участков улиц или дорог с одинаковыми продольными и поперечными уклонами параллельны друг другу. С изменением продольных или поперечных уклонов изменяются и углы отклонения горизонталей от направления оси дороги. Поскольку тротуары и газоны обычно возвышаются над проезжей частью улиц, то горизонтали на них смещаются по отношению к одноименным горизонталям на проезжей части. В большинстве случаев они имеют и другое направление, так как поверхностям проезжей части и тротуара придают встречные поперечные уклоны - в сторону лотков. Пример вертикальной планировки участка улицы, выполненной методом проектных горизонталей.

Пересечения улиц и дорог в одном уровне

Решения вертикальной планировки пересечений улиц и дорог могут быть самыми различными в зависимости от конфигурации перекрестка, условий организации движения на них, рельефа, а в отдельных случаях от наличия каких-либо сооружений у перекрестков, расположение и высотные отметки которых могут повлиять на проектные решения. Примеры вертикальной планировки простых перекрестков приведены на рис.10


Рис.10. Примеры вертикальной планировки простых перекрестков

Наилучшие условия для водоотвода достигаются при расположении перекрестков на водораздельных участках (рис.17, 1, 2), однако в городах такие случаи встречаются относительно редко, так как улицы обычно проектируют по пониженным участкам территорий. Часто перекрестки располагают в тальвегах (рис.17, 3) или на односкатных участках территорий (рис.17, 4). При расположении уличных перекрестков в тальвеге воду с лежащей выше части участка на лежащую ниже обычно перепускают по мелким лоткам на поверхность проезжей части. Эти перекрестки проектируют с таким расчетом, чтобы создавались наименьшие помехи для движения и не затапливались места пешеходных переходов. Для перехвата воды с верховых участков улиц перед пешеходными переходами устанавливают водоприемные колодцы подземной водосточной сети. При открытых водостоках под дорогами прокладывают перепускные трубы, соединяющие клюверты, расположенные на верховых и низовых участках территории. Поперечный профиль проезжей части улицы и дороги, проходящей в поперечном таль

вегу направлении, при наличии подземных водостоков может не меняться, а сопряжение проезжих частей пересекающихся улиц на верховом участке перекрестка осуществляется так, как показано на рис.17, 5.

При расположении перекрестка на косогоре (рис.17, 4) проезжую часть обычно оставляют односкатной и т.д., решения могут быть самыми разнообразными.

Наименее желательно расположение перекрестков в котловинах (рис.17, 5). В этом случае образуется замкнутый контур, из которого водоотвод может быть осуществлен только при помощи закрытой водосточной сети. Однако и при наличии водостока не исключена полностью возможность подтопления перекрестков. Желательно избегать подобной ситуации.

Пересечения улиц и дорог в разных уровнях

На улицах с интенсивным движением транспорта, где перекрестки не обеспечивают пропуска всего транспортного потока, сооружают пересечения в разных уровнях.

Транспортные пересечения в разных уровнях проектируют в первую очередь на магистралях непрерывного движения транспорта и скоростных дорогах; на пересечениях, имеющих интенсивность движения более 4000-6000 приведенных автомобилей в часы максимального движения во всех направлениях; в случае, когда все возможные другие мероприятия по повышению пропускной способности не обеспечивают пропуска потока транспорта при строительстве мостов через реки и путепроводов через железнодорожные пути с устройством дополнительного пространства под ними для пропуска транспорта.

Транспортные пересечения в разных уровнях - это инженерное сооружение, обеспечивающее в местах пересечения улиц и в узловых пунктах прокладку проезжих частей в различных плоскостях. Разнообразие местных условий в городах предопределяет большое разнообразие транспортных пересечений в разных уровнях. В практике проектирования и строительства применяют пересечения в двух, трех и четырех уровнях. При этом исходя из топографических условий конструкции инженерных сооружений на транспортных пересечениях подразделяют на следующие виды: путепроводы тоннельного типа с подпорными стенками или земляными откосами на подходах к ним (пандусах) (рис.20); путепроводы эстакадного типа с пандусами, расположенными на железобетонных опорах либо на грунтовом полотне (насыпи) с откосами; полутоннели и полуэстакады (полувыемки, полунасыпи); сочетание тоннелей и эстакад. Последние применяют при проектировании транспортных пересечений в трех и более уровнях.

Полутоннели и полуэстакады проектируют в целях сокращения глубины заложения тоннеля и высоты насыпи, а также длины пандусов, которые в отдельных случаях из-за недостаточной ширины улицы могут быть размещены только в пределах площади транспортного узла. Такой тип пересечения часто приходится применять во избежание перекладки крупного подземного трубопровода.

В практике проектирования и дорожного строительства в городах наибольшее распространение получили транспортные пересечения в двух и трех уровнях различного очертания в плане. Типы транспортных пересечений в разных уровнях устанавливают при разработке проекта детальной планировки и застройки города или отдельного района. По запроектированному транспортно-планировочному решению узла пересечения в проекте "красных линий", выполненном в М 1:2000, резервируют территорию для его размещения.

При выборе типа пересечения необходимо располагать следующими материалами: классификацией входящих в узел улиц по категориям, картограммой интенсивности и характера движения на площади или перекрестке, планом прилегающей территории на геодезической подоснове, гидрогеологическими условиями прилегающей к узлу территории, расположением и глубиной залегания подземных коммуникаций, чертежами продольных и типовых поперечных профилей, входящих в узел улиц, типом дорожного покрытия. При проектировании пересечения в разных уровнях необходимо учитывать геологический состав грунтов и уровень стояния грунтовых вод, которые определяют условия производства работ по строительству искусственных сооружений, глубину заложения фундаментов опор и подпорных стенок и конструкцию путепровода.

Продольные профили улиц определяют выбор типа путепровода и с учетом всех других факторов размещение его в плане. В зависимости от характера продольных профилей, входящих в узел улиц, направления уклонов и их значений решается также вертикальная планировка узла с пересечением в разных уровнях. Продольные уклоны улиц, вдоль которых размещают путепровод, определяют длину его пандусов, а следовательно, и общую протяженность искусственного сооружения (тоннеля, эстакады).

Городские площади

Городские площади можно подразделить на общественные и транспортные. Общественные площади являются центром общественной жизни населения города, где сосредоточиваются основные административные центры, зрелищные предприятия, торговые и прочие общественные здания. Транспортные площади предназначены для развязки движения сложных транспортных потоков. Соединение на одной площади общественных и транспортных функций нежелательно, которое иногда возникает (вокзальные площади). Основное пространство площади общественного назначения по возможности должно быть освобождено от транзитных транспортных потоков.

Вертикальную планировку площадей выполняют в соответствии с их назначением в системе города. Формы и размеры площадей определяются транспортными и пешеходными потоками, их направлением, пропускной способностью и числом вливающихся в площадь улиц. На форму поверхности площади влияют рельеф и высотное положение входящих в нее улиц, система водоотвода, а также архитектура застройки площади в целом. Особенно важно для поверхности площадей, чтобы с одного тротуара был виден другой на противоположной стороне. Это позволяет обеспечить зрительно восприятие площади как единого целого. Для соблюдения этого условия поверхность площади проектируют по сложной кривой со следующим чередованием поперечных уклонов: от лотка - 30%о, далее - 20, ближе к оси - 15 и непосредственно у оси 10-5%о. Продольные уклоны поверхности городских площадей не должны превышать 30%о, а автостоянок - 20%о. Продольный уклон площади прямоугольной формы должен быть не более 15%о.

Условие организации рельефа на территории площадей следует определять в каждом конкретном случае с учетом местных природных факторов, архитектурно-планировочного решения, обеспечения беспрепятственного и быстрого стока и удаления поверхностных вод (рис.11)


Рис.11. Примеры организации поверхности городских площадей

Микрорайонные территории

Принцип планировки территории жилых районов в виде укрупненных кварталов и микрорайонов позволяет надежно изолировать жилые дома от уличного шума, удовлетворять потребность населения в отдыхе и отказаться от сплошной периметральной застройки и сооружения угловых домов, применяя принцип свободной застройки. При такой планировке уменьшаются затраты на устройство улиц, проездов и вертикальную планировку, а также более экономично решаются вопросы инженерного оборудования, благоустройства кварталов и эксплуатации территории и зданий, чем при строительстве кварталов мелких размеров.

Основные задачи вертикальной планировки микрорайонов города заключаются в высотном размещении путей для внутримикрорайонного транспорта и пешеходного движения, а также в правильном и экономичном размещении избыточных масс грунта, получаемых из котлованов под здания и от прокладки подземных сетей. Вертикальная планировка микрорайона оказывает заметное влияние на архитектурно-планировочное решение, на целесообразное высотное размещение зданий внутри района.

Исходными данными для вертикальной планировки микрорайонов являются проектные отметки окружающих улиц и их пересечений, а также (в случае реконструкции) отметки существующей опорной застройки, глубины заложения поземных сетей и оборудования. Внутри микрорайона должна быть развита сеть пешеходных дорожек с выходом к местам стоянок автотранспорта.

Вертикальную планировку микрорайонных территорий следует вести в привязке к опорным отметкам по "красным линиям", получаемым при проектировании улиц в соответствии с генеральной схемой и схемами вертикальной планировки отдельных участков городских территорий. Отметки в промежуточных точках, в том числе на въездах на микрорайонные территории, надо определять по задаваемым опорным отметкам и проектным уклонам вдоль улиц. В соответствии с этими отметками, рельефом территории, намечаемыми архитектурно-пространственными решениями, типами зданий и условиями застройки проектируют вертикальную планировку территории.

При проектировании вертикальной планировки микрорайонных территорий сток дождевых вод предусматривают в направлении прилегающих улиц с размещением перед ними водоприемных колодцев водосточной сети. При расположении микрорайонных территорий на пониженных участках по отношению к лоткам проезжих частей прилегающих улиц, в частности на косогорных участках, следует принимать решения, исключающие возможность попадания поверхностных вод с улиц на микрорайонные территории. Для этого примыкающие к улицам микрорайонные проезды приподнимают по отношению к лоткам улиц, устанавливая въездные борта, а проездам на протяжении 20-25 м придают уклон (10-20% в сторону улиц).

Тротуары также возвышают над проезжими частями улиц (на 15 см) и придают им поперечный уклон в сторону проезжей части. В местах примыкания микрорайонных проездов к улицам продольные уклоны проездов не должны превышать 20-30%о.

При проектировании микрорайонных территорий оптимальные решения могут быть достигнуты только в результате компромиссного решения горизонтальной и вертикальной планировки, а также благоустройства этих территорий.

Малопригодные для застройки участки территории могут быть отведены под озеленение. На больших площадях участков устраивают внутримикрорайонные сады или же сады и парки общего пользования.

При пересеченном рельефе и крупных зеленых массивах большое внимание следует уделять архитектурно-пространственному решению и сохранению или приданию проектируемым участкам живописного вида. На участках со сложным рельефом иногда проектируют террасирование поверхности с сопряжением отдельных террасных участков при помощи откосов или подпорных стенок и устройством лестниц для пешеходов.

Значительное внимание должно уделяться расположению зданий на рельефе. Кроме решения архитектурно-планировочных задач и композиционных проблем, необходимо обеспечивать удобство подхода и подъезда к зданиям, а также водоотвод от них. Уклоны поверхности от зданий проектируют в сторону проездов, особенно от зданий с цокольными этажами. При удалении проезда от здания на 3 м отметка отмостки здания у него должны быть выше отметки лотка проезда не менее чем на 18 см из расчета высоты борта проезда 15 см и поперечного уклона тротуара не менее 10%о. При расположении зданий с цокольными этажами длинной стороной поперек горизонталей условия вертикальной планировки обычно значительно усложняются (рис.12). Из чего видно, что такое расположение здания приводит к необходимости террасирования рельефа, к усложнению подъезда к нему и приданию отдельным проездам и тротуарам повышенных уклонов, что создает заметное неудобство и опасность для движения.


Рис.12. Вертикальная планировка участка микрорайонной территории

Уклоны микрорайонных проездов и тротуаров должны быть в пределах допустимых. При больших уклонах местности уменьшение продольных уклонов внутриквартальных проездов создают путем соответствующего их террасирования или устройства выемок и насыпей. При проектировании на микрорайонных территориях площадок, газонов и других благоустроенных участков им придают уклоны, обеспечивающие беспрепятственный сток дождевых и талых вод в водоотводящие устройства на территории микрорайонов или прилегающих к ним улиц.

Площадки различного назначения на территориях микрорайона проектируют с разной формой поверхности. Хозяйственные или детские площадки устраивают в основном одно- или двухскатными с уклоном 5-30%о, спортивные - обычно с двухскатной поверхностью (реже - с четырехскатной) с продольным и поперечным уклонами 4-5%о. Учитывая малые уклоны, поверхность спортивных площадок планируют особенно тщательно и предусматривают повышение их над прилегающей территорией на 0,5 м или более для обеспечения стока поверхностных вод и быстрого высыхания поверхности после дождя.

Особые условия вертикальной планировки. Подсчет объемов земляных работ

Сложный рельеф. Территорию со сложным рельефом можно осваивать с небольшими изменениями или радикальной перепланировкой поверхности. Последнее решение связано с большими расходами, особенно при наличии скальных или других трудноразрабатываемых грунтов, поэтому оно должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.

Коренные изменения рельефа в большинстве случаев не вызываются необходимостью. Иногда целесообразна срезка лишь отдельных возвышенностей или засыпка оврагов и котловин. Практика показывает, что при правильной планировке территорий, расположении зданий, проложении внутриквартальных дорог и тротуаров, размещении зеленых насаждений самые сложные территории можно осваивать без существенных изменений рельефа. По возможности при планировке следует полностью сохранить природные условия и сократить до минимума расходы, связанные с реконструктивными мероприятиями.

Условия размещения зданий зависят от их типа, планировки проездов, пешеходных дорожек или тротуаров, размещения спортивных, хозяйственных и других площадок, ориентации зданий по странам света и прочих факторов. Наименьшие затраты, связанные с планировкой рельефа, достигаются при расположении большинства зданий длинной стороной под небольшим углом по отношению к горизонталям. Так как такое решение не всегда может быть осуществлено, то участки со сложным рельефом целесообразно застраивать зданиями небольшой протяженности, со свободной ориентацией по отношению к сторонам света, что дает возможность размещать их в плане применительно к различному рельефу.

Здания, имеющие цокольные этажи и особенно значительную протяженность, целесообразно размещать под таким углом к горизонталям, чтобы перепад рельефа на протяжении участков здания с одинаковыми отметками пола первого этажа не превышал 1-1,5 м, а продольный уклон располагаемых вдоль здания тротуаров - 10-15%о. Применять типовые здания, предназначенные в основном для условий равнинной местности, можно при уклонах не более 100-120%о. При больших уклонах предусматривают здания, предназначенные для условий сложного рельефа, или здания, которые могут быть приспособлены к этим условиям.

На пересеченном рельефе рекомендуется строить односекционные здания башенного типа, а также здания на столбах. При расположении зданий на столбах вдоль участков со значительным продольным уклоном можно сохранить одинаковые отметки пола первого этажа, а также обеспечить проход или проезд под этими зданиями. Размещение подобных зданий в направлении горизонталей дает возможность использовать пространство под ними для стоянки автомобилей или других целей.

На крутых склонах здания можно размещать с террасированием или без террасирования территорий (рис.13). Террасирование территорий связано с большими объемами земляных работ и значительными затратами, особенно при наличии скальных грунтов, однако этот вариант позволяет размещать на террасах различные виды типовых зданий и создает благоприятные условия для проездов, тротуаров, размещения автомобильных стоянок и т.д. Односекционные дома башенного типа можно размещать в условиях сложного рельефа как при террасной, так и при бестеррасной застройках.


Рис.13. Примеры размещения зданий на крутых склонах

При строительстве многосекционных зданий на крутых склонах целесообразно смещать отдельные их секции по вертикалям или использовать дома ступенчатого типа.

Планировка внутримикрорайонных проездов должна обеспечивать удобство подъезда ко всем зданиям, а также безопасность движения. Пешеходные дорожки и тротуары проектируют с учетом обеспечения удобства и безопасности пешеходного движения внутри микрорайона, а также подхода к ближайшим улицам и остановкам общественного транспорта. Если уклоны дорожек и тротуаров превышают допустимые (60-80%о), то должны быть устроены лестничные сходы.

Отдельные террасные участки сопрягают путем устройства откосов или подпорных стенок. Откосы засевают травой или одерновывают, что обеспечивает их укрепление и создает декоративное оформление. Для исключения размыва вдоль откосов с нагорной стороны устраивают лотки для приема поверхностных вод и отвода их в водосточную сеть.

Участки с малыми уклонами. Для обеспечения беспрепятственного стока воды поверхности придают уклон (не менее 4%) в сторону водоотводящих сооружений. Исключение составляют озелененные участки территорий в условиях жаркого климата, а также участки с водонепроницаемыми (гидрофильными) грунтами, способными поглощать воду. Если уклон недостаточен, необходимо произвести планировку территории с подсыпкой и срезкой грунта.

При проложении улиц и дорог по безуклонным участкам территории им приходится придавать пилообразный профиль с размещением в пониженных местах водоприемных устройств ливневой канализации. При больших расстояниях между точками перелома профиля возникает необходимость в значительных насыпях и выемках, обусловливающих большой объем земляных работ. При частичных же изменениях направлений уклонов создаются неблагоприятные условия для движения транспорта. Поэтому на участках с незначительными уклонами или на горизонтальных участках (набережных) пилообразный профиль проектируют только вдоль водоотводящих лотков, а профильный уклон по оси проезжей части сохраняют равным существующему уклону местности или даже горизонтальным. При этом поверхности проезжей части придают переменные поперечные уклоны на площади шириной до 1,5 м, приближенной к лоткам проезжей части, где транспорт при остановках движется на малых скоростях.

Так как у любого участка есть свой рельеф – он бывает либо ровный, либо наклонный – и вы хотите его обустроить, поэтому в любом случае здесь нужна вертикальная планировка участка.

Под этим мы подразумеваем инженерную работу по переделыванию рельефа для его улучшения. И как раз вертикальная планировка – одна из самых важных работ в оформлении территорий.

При выполнении земляных работ по преобразованию рельефа, нужно стремиться к тому, чтобы максимально сохранить растительность, а значит, почву и выполнить следующие требования:

  1. Когда создается площадка, нужно учесть, что она будет делиться на определенные зоны, которые будут выполнять разные функции. Еще нужно организовать отвод дождевых вод и паводков с нашего участка.
  2. Снизить уровень подземных вод.
  3. Отведение дождевой воды нельзя осуществлять через жилое здание.
  4. Полностью изолировать дождевые потоки во дворе от других стоков.

Если на вашей территории много перепадов, то тут требуется особенно тщательная вертикальная планировка земельного участка. Как один из вариантов такого решения проблемы является откосы, которые будут соединять ваш участок на разных уровнях.


Дренажная система

Порядок выполнения проекта вертикальной планировки

  • Сначала планируются аллеи, парковые дорожки, площадки, которые выполняют разные функции или другими словами – составляющие территории, которые требуют четкого соблюдение уклонов.
  • Проектирование земельных насаждений – составляющие территории, которые допускают разные уклоны плоскости.

Вертикальную планировку можно поделить на три этапа

  1. Создается детальная схема планирования территории и строится ее высотный каркас с высотным решением, которое должно согласовываться с другими отметками на поверхности участка. Это нужно для качественной организации стока вод.
  2. Наводятся новые горизонтали и проектируется новый рельеф местности.
  3. Разрабатывается детальная картограмма земельных работ и рассчитывается точный объем грунта.

План-схема участка с учетом перепада уровня земли

Земельный участок, его вид и чистота будет намного лучше, если ответственно провести планировку работ.

Как советуют ландшафтные дизайнеры, рельеф хороший, если он ровный или наклонен на юг или восток. Наклон на север нужно не допускать.

Методы вертикальной планировки

Зачастую, у тех, кто владеет неровными или наклонными участками возникает проблемы, из-за которых в их местности нельзя реализовать запланированные проекты по организации ландшафта. Для этого существуют специалисты, за помощью к которым следует обратиться. Для них не составляет большого труда рассчитать вертикальную планировку, чтобы извлечь максимальную пользу из любого участка, даже самого сложного и реализовать ваши планы.

На ровном ландшафте можно возвести постройку. Зачастую, за стенами делают небольшой уклон, чтобы отвести грунтовые воды до границ участка. Для этого делают насыпь из грунта в нужном месте, а из твердого материала делают уже дорожки. По обеим сторонам делается дренаж отвода дождевой воды.

Если участок наклонен в южную сторону, то с озеленением у вас не должно возникнуть проблем, потому что растительность ведет себя в таких условиях очень хорошо. Дизайнеры рекомендуют расположить дом на наивысшей точке и на восточной стороне участка. Хозпостройки лучше разместить в нижней точке участка.

В случае, если ваш участок наклонен на запад и восток, постройки лучше разместить на севере . Такое расположение не будет мешать растениям. Если вы хотите, чтобы у вас были деревья, их нужно размещать, так, чтобы тень от построек не падала на них и не препятствовала росту. Если на участке достаточно большой уклон – 20 градусов и более, это может создать трудности – вода будет стекать достаточно быстро и вымывать почву у себя на пути. Для этого нужно качественно рассчитать дренажную систему. Тут также помогут формирование террас со стенами, постройка дорожек со ступеньками и пандусами. Дренаж же проектируют, учитывая особенности рельефа. Стоки воды размещают внизу участка.


Участок с уклоном

Если площадка горизонтальная, то лучше всего будет добавить еще грунта, оформив по бокам плиткой, натуральным камнем или кирпичом. Если откосы высокие, их нужно укрепить с помощью деревянных колышков и бетонного раствора.

Строительство дома и вертикальная планировка

Если на своем участке вы хотите построить частный дом, тогда вам нужно узнать какая будет посадка дома по вертикали – выяснить, какая будет высота пола или цоколя и какая будет планировка почвы на плоскости строительства.

Это все нужно для того, чтобы:

  • можно было определить, как будут располагаться котлованы, траншеи, подушки и фундаменты.
  • можно было правильно отвести дождевых вод.
  • надфундаментные конструкции находились над уровнем снега.

Чтобы решить эти задачи нужно:

  1. Вызвать специалиста для проведения геодезической съемки территории, чтобы узнать изменения высот на участке, а также определить обстановку в отношении подземных вод и уровень промерзания почвы.
  2. Сделать насыпь из земли, чтобы поднять уровень стройплощадки.
  3. Определить какая будет конструкция фундамента, чтобы он располагался выше, чем уровень подземных вод.
  4. Выяснить, какая будет высота цоколя – часть фундамента, которая находится над землей.
  5. Грамотно построить отмостку, водные канавки, хорошо спроектировать рельеф для того, чтобы отвести дождевые и талые воды.
  6. Чтобы подземные воды о обмывали фундамент, нужно правильно сделать дренаж.

После того, как геодезист проведет геодезические съемки и изыскания, можно будет определить и оценить отклонение самой поверхности площадки от горизонтального уровня.


Расположение объектов на участке

Виды площадок:

  • Практически ровная и горизонтальная;
  • Площадка с маленьким уклоном, и как следствие перепадом максимум 0,4м;
  • Площадка, где перепад высот большой – от 0,4м до 1м;
  • Площадка, расположенная на склоне с перепадами больше 1м.

Во всех перечисленных случаях нужно обязательно повысить уровень грунта с помощью подсыпания.

Насыпь имеет такие плюсы:

  1. Можно увеличить несущую способность почвы под фундаментом.
  2. Грунт не так сильно промерзает, то есть уменьшается пучение грунта, что соответственно полезно для фундамента.
  3. Легче спроектировать отведение дождевой и талой воды.
  4. Увеличивается сухая зона.
  5. Так как было замечено, что после постройки дома, уровень грунта на участке увеличивается, когда его благоустраивают путем завоза самой почвы, то в следствие этого дом может оказаться в низине.
  6. Так как в большинстве случаев от вырытого котлована остается грунт, его можно уложить в насыпь.

Если участок без уклона

Обычно если участок очень ровный и там много грунтовых вод, то он расположен в заболоченной местности или какой-нибудь низине. Обычно в таких случаях нет необходимости в тщательной планировке стока дождевых вод и паводков.


Схематическое расположение дома, сада и хозяйственных построек

В этих случаях нужно тщательно спланировать мелкозаглубленный или незаглубленный фундамент и грунтовую насыпь. Ее толщина должна быть от 0,2 до 0,5 м. Для этого используют разные грунты, но которые не содержат торф или растительность. В траншеях и подушке используют песчаные смеси с послойной трамбовкой.

В любом случае насыпь имеет только преимущество и ее используют не только в болотистых местностях.

Если участок расположен под уклоном

Если уклон на углах участка до одного метра, выгоднее всего сделать выравнивание отсыпкой грунта. Подошва обязательно делается на одном уровне, не смотря на то, что фундамент расположен на склоне.

Что делать с участком на склоне (видео)

Если перепад – 0,3-0,4 м

Делается отсыпка грунта в горизонтальном уровне. В этом случае высота цоколя будет одинаковая на всей плоскости.

Вы сэкономите средства, если на нижнем склоне подошва фундамента будет на поверхности, а на верхней части площадки – наоборот заглублен.

После того, как фундамент будет отлит или выстроен, можно приступать к отсыпке насыпи.


Формирование ландшафта

Если уклон от 0,4-1 м

Горизонтальную отсыпку не делают, а только снижают величину перепада. Тут делают ленточную заливку фундамента на самой насыпи.

В низу площадки убирают верхний грунт и высыпают под подушку фундамента песчаный гравий. Вверху площадки в траншее делают подушку на одном уровне. Толщина и ширина песчаных подушек делают на основании расчетов ленточного фундамента, используя методические казания.

Под фундаментом насыпь нежелательно делать больше 0,6 м. Хотя ее утрамбовывают послойно, но со временем она все равно даст большую усадку, несовместимую с нормами, что приведет к деформации постройки.

На крутом склоне с перепадом углов больше 1м

В данном случае выгоднее всего спроектировать подвал. На стенках цокольного этажа необходимо сделать дренаж.

Как видим, если подойти к проекту вертикальной планировке грамотно, это обеспечит долговечность строений, можно изменить под себя рельеф, как вам нужно, чтобы все выглядело эстетично и было функциональным.

Обустраивая территорию вокруг дома (загородного или просто частного), нужно тщательно продумать не только расположение отдельных элементов по горизонтали, но и вертикальное соотношение их. Более того, даже сам дом следует основательно продумывать, выясняя, какова должна быть высота цоколя, первого этажа, второго (при необходимости).

Особенности

Грамотно «посадить» дом и распланировать территорию можно, если:

  • разместить котлованы, траншеи, капитальные основания и насыпные подушки над грунтовыми водами;
  • организовать вывод ливневых осадков и паводков за границы землевладения на безопасное расстояние;
  • поднять стены и даже цоколь над уровнем снегового покрова, чтобы они минимально увлажнялись зимой и в начале весны.

Вертикальная планировка участка начинается с геодезической съемки всей территории. В некоторых случаях ее можно заменить определением реального перепада высот. Непременно оценивается то, насколько высоко стоят грунтовые воды, как сильно вспучивается грунт под действием мороза.

Чаще всего строительные площадки повышают , засыпая их полностью добавочным слоем грунта или создавая локальную насыпь.

Чтобы фундамент оказался выше, чем подземные воды, стоит использовать варианты без заглубления или с минимальным заглублением.

Но если это требование противоречит другим техническим моментам (например, необходимо построить очень тяжелый дом, или верхний слой почвы склонен к подвижкам) - придется искать компромисс и обращаться к профессионалам.

Далее требуется выполнить отмостку, наладить лотки для отгона приповерхностных вод. Продумывая рельеф, можно отвести осадки и талую воду в сторону. А эффективная борьба с подземными водами ведется при помощи глубоких дренажей.

Геодезическую съемку своими силами вы вряд ли проведете, нужна будет помощь специалистов. А вот определить перепады высот в целом на строительной площадке и в углах будущего фундамента можно и самостоятельно. Использовать можно не только нивелиры, но и лазерные либо гидравлические уровни.

Всегда добивайтесь от исполнителей, чтобы в проект были занесены точные сведения о виде почвы и ее пригодности для строительства , об уровне подземных вод и выраженности морозного поднятия земли. На основе всех этих данных делается вывод о том, насколько сильно поверхность отклонена от идеальной горизонтали.

Вне зависимости от того, насколько велик уклон, стоит использовать насыпь, потому что это помогает увеличить допустимую нагрузку, создаваемую домом и хозяйственными постройками.

Возведение зданий поверх насыпей привлекательно и сокращением промерзающих слоев, уменьшением негативного воздействия подвижек грунта на фундамент под влиянием холода. Одновременно улучшается эвакуация дождевой и талой воды со строительной площадки, все необходимые работы могут быть выполнены в максимально сухих условиях.

В идеальном случае вся земля, вынутая на первичном этапе строительства, используется на месте, и нет необходимости ее куда-то вывозить, искать альтернативные способы применения.

Ровный участок

Вертикальная планировка земельного участка в таком случае особенно важна. Как показывает практика, самые ровные территории размещаются в низинах, и вследствие высокого уровня грунтовых вод и постоянного скопления стоков они быстро заболачиваются.

Выходом из ситуации оказывается невысокая насыпь - 20-50 см , для создания которой можно применять все грунты без органических частиц. Обязательно формируют подушку из песка и гравия, послойно уплотняя ее.

Участок с уклоном

Когда перепад высоты в пределах будущего фундамента составляет не более 100 см, целесообразно делать отсыпки для выравнивания, при этом подошвы всех долей основания должны оказаться на одной линии по горизонтали с небольшим отклонением.

Если величина уклона менее 0,41 м, нужно выравнивать всю площадку до горизонтального уровня, причем надземная доля цоколей оказывается строго на одной высоте на всем своем протяжении.

Важно: экономичнее всего и в материальном плане, и в плане трудозатрат, создавать внешние насыпи только после того, как фундамент готов к работе.

Когда естественный грунт имеет перепад высоты свыше 40, но меньше 100 см, не надо отсыпать новые порции земли в горизонт. Куда лучше ограничиться искусственным понижением этих неровностей.

К примеру, на нижнем участке склона формируется фундамент ленточного типа, а подошва приподнимается над природным грунтом с помощью насыпи. На возвышенной части склонов роется траншея, куда отсыпается подушка на строго одинаковом уровне. Узнать ее необходимые параметры поможет точный расчет.

Отмостка

Отмостка - это оптимальный способ удалять воду и от стен дома, и с участка в целом, направляя ее в комплекс поверхностного дренажа. Минимальная подсыпка грунта для создания отмостки не может быть менее 10 см. Проектировщикам следует учесть, что ввиду повседневной деятельности людей грунт станет подниматься, и все запланированное время эксплуатации здания отмостка должна превышать окружающую территорию.

Минимальная ширина покрытия составляет 80 см, при этом требуется перекрыть пазухи котлованов и траншей, используя проницаемый для воды грунт (песок). Подходящий материал для верхнего слоя - монолитный бетон, причем уклон в направлении цоколя обязательно на 1 м отмостки по ширине составляет 50 мм и более .

Эта конструкция может создаваться и поверх пучинистого грунта, но тогда требуется от сплошной ленты перейти к секциям 150-250 см в длину, чтобы погасить вероятные неравномерные подвижки почвы.

Дренаж

Вдоль контуров отмостки, начиная с нагорной доли здания, кладут лоток. Эти лотки способны направлять в нужное русло и стекающие с крыш осадки, если поставить их и с иных сторон здания. Предотвратить проблемы, создаваемые верховодкой, несложно: потребуется положить трубу, пересекающую склон поперек, чтобы она находилась ниже, чем подошва основания.

Схема вертикальной планировки

Но все это чисто практические рекомендации, а нужно еще выяснить, как сделать схему вертикальной планировки участка, чтобы ее поняли строители. Допустим, вы хотите проконтролировать исполнение работы или понять, все ли правильно сделали проектировщики. На геоподоснову наносят отметки, показывающие расположение отдельных объектов, а при помощи красных линий определяется проектная поверхность.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно – строительный университет

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛЬЕФА ТЕРРИТОРИИ

ЗАСТРОЙКИ

Методические указания к курсовой работе по дисциплине « Инженерное благоустройство и транспорт» для студентов специальности…….

Санкт-Петербург

УДК 711.96

Организация рельефа территории застройки: Метод.указания к курсовой работе по дисциплине «Инженерное благоустройство и транспорт»

для студ.спец. – архитектура / СПбГАСУ; Составитель Г.И.Клиорина,И.С.Нефедова. – СПб., 2009 - с.

Приводятся задание и методические указания по выполнению курсовой работы; перечень используемых сокращений, символов, основные расчетные формулы, список рекомендуемой литературы. Предназначены для самостоятельной работы студентов специальности - архитектура….

Могут быть использованы студентами специальностей ГК,РР,ПЗ в качестве методических рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы по курсам «Инженерная подготовка территории», «Инженерное обустройство территории».

Табл. Ил. Библиогр.:

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛЬЕФА ТЕРРИТОРИИ ЗАСТРОЙКИ

Составители: Клиорина Галина Игоревна, Нефедова Ирина Сергеевна

Редактор

Корректор

Компьютерная верстка

ВВЕДЕНИЕ

Проектный рельеф территории застройки создают с учетом технических требований, которые гарантируют нормальную эксплуатацию территории, зданий и элементов благоустройства – проездов, тротуаров, площадок различного назначения и зеленых насаждений.

Одна из основных задач организации рельефа - обеспечить функциональные требования, включая удобство, а также безопасность движения транспорта, пешеходов и отвод поверхностного дождевого и талого стока.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ, СОКРАЩЕНИЯ,СИМВОЛЫ

Вертикальная планировка (ВП) – создание проектного рельефа территории застройки срезкой и подсыпкой существующего.

Метод отметок – метод проектирования ВП с изображением проектного рельефа в виде высотных отметок.

Метод горизонталей – метод проектирования ВП с изображением проектного рельефа в виде проектных (красных) горизонталей.

Метод профилей – метод проектирования ВП с изображением проектного и существующего рельефа в виде профилей.

Нормативные значения уклонов - диапазон допустимых уклонов элементов благоустройства, обеспечивающий их полноценную функцию.

Сечение (шаг)горизонталей – разница высотных отметок двух соседних горизонталей.

ХТ – характерные точки – точки на пересечении осей улиц и проездов,стартовые и финишные участки по оси проезда.

i - продольный уклон;

i п - поперечный уклон.

Исходные данные. Организацию рельефа следует проектировать на чертеже генерального плана территории застройки в масштабе 1:500 с топографической ситуацией, представленной существующими горизонталями сечением 0.5м.

Методы проектирования. Проектирование осуществляют на основе анализа характера существующего рельефа методом проектных горизонталей по проездам. При высотной посадке зданий используют метод отметок. Решение по организации рельефа дополняют сечениями, используя метод профилей.

Основные принципы, которыми следует руководствоваться при проектировании рельефа:

Максимальное сохранение характера существующего рельефа;

Обеспечение уклонов поверхности проездов, площадок, пешеходных путей в соответствии с нормативными требованиями и назначением элементов благоустройства, а также наличием закрытой водосточной сети на территории застройки.

Основные нормативные требования к организации рельефа регламентируют действующие СНиП и региональные ТСН [ ТСН 30-306-2002 «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт- Петербурга»; ТСН 30-305-2002 «Градостроительство. Реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт- Петербурга»].

Последовательность проектирования. Проектирование следует выполнять в два этапа.

Первый этап - вертикальная планировка проездов, автомобильных и хозяйственных площадок, образованных за счет уширения проездов или примыкающих к ним. На этом этапе ВП решают последовательно методом отметок и горизонталей. Роспись в горизонталях является более наглядным отображением проектного варианта высотного решения, выполненного методом отметок.

Проектирование на первом этапе завершается расстановкой дождеприемных колодцев на проезжей части площадок и проездов.

Второй этап – высотная посадка зданий с учетом высотного решения проездов. Детализация проектного решения по высотной привязке здания к прилегающему проезду отображается в виде сечения по оси входа в подъезд.

Вертикальная планировка проездов и площадок.

Вертикальная планировка проездов. Ее начинают с анализа характера существующего рельефа по их продольной оси. Цель такого анализа определить направление и величину существующего продольного уклона по оси проезда и оценить его соответствие нормативным требованиям Проектирование осуществляют методом отметок.

С этой целью по оси проездов(рис. 1,схема а) намечают характерные точки (ХТ) в местах:

Поворота проездов, на стартовых и финишных участках проездов;

В местах изменения направления естественного рельефа.

Величину уклона рассчитывают по формуле (1) :

i = h / L , (1), где

h - высотная разница отметок соседних характерных точек, м;

L - расстояние между соседними характерными точками, м.

Нормативные значения уклонов проездов определяются требованиями беспрепятственного удаления поверхностных стоков с проезжей части (imin =0,005 ) и безопасности движения транспорта (imax = 0,08 - для проездов).

Максимальное значение продольного уклона тротуара не должна превышать 0.06. Это обстоятельство должно учитываться при назначении предельной величины продольного уклона проезда, вдоль которого проложен тротуар.

Высотные отметки ХТ определяют интерполяцией между горизонталями существующего рельефа в направлении максимального уклона (по кратчайшему расстоянию между горизонталями). Отметку существующего рельефа записывают в знаменателе выноски, привязанной к интересующей ХТ, с точностью до двух знаков после запятой (см. рис.1,схема б).

Расстояние между ХТ определяют в метрах по плану с учетом масштаба и записывают снизу уклоноуказателя (стрелки). Направление стрелки указывает направление падения продольного уклона, в котором происходит движение поверхностного стока.

Величину уклона, рассчитанную по формуле (1) в безразмерных единицах, записывают на чертеже в промиллях сверху уклооуказателя, стрелка которого указывает направление падения уклона (см. рис.1,схема б).

На участках, где существующие продольные уклоны не « укладываются» в нормативные пределы производят земляные работы. Их осуществляют с помощью подсыпки или срезки, руководствуясь вышеизложенными принципами. В согласии с последними, на участках, которые имеют уклоны меньше допустимых по условиям водоотвода (см.рис. 1, узлы А,Б) , производим изменения таким образом, чтобы

Произвести минимальные земляные работы;

- «затронуть» наименьшее число ХТ;

Менять естественный уклон на контактных участках ХТ, которые по естественному рельефу имеют допустимый величину, только в рамках нормативного диапазона;

Проектные отметки, рассчитываем, используя формулу (1), определяя необходимую величину h при проектном нормативном уклоне i min равном 0.005, гарантирующим минимальные земляные работы, сохранение направление естественного уклона и отвод поверхностного стока.

Отметку проектного рельефа, отличающуюся от существующей отметки, записываем в числителе выноски, привязанной к интересующей ХТ, с точностью до двух знаков после запятой (рис 2, схема а). Сохраняемые отметки существующего рельефа дублируем в числителе выноски, показывая их в качестве проектных.

Таким образом, в результате преобразования рельефа на участках проездов, обозначенных узлами А и Б(см.рис2), выполнено изменение существующего рельефа для обеспечения нормативной величины продольного уклона. На участке, контактном с изменяемой существующей высотной отметкой в ХТ(узел А) , корректируем величину существующего продольного уклона (с 9 до 10 промиллей) и записываем его в качестве проектного. На участках проездов, где не производилось изменения высотных отметок ХТ, существующий продольный уклон сохраняется в качестве проектного.

В тех случаях когда, по разным причинам невозможно изменение отметок существующего рельефа, а естественный продольный уклон на проезде отсутствует или недостаточен, следует прибегнуть к приему локального поднятия рельефа на неблагополучном участке. При одинаковых высотных отметках ХТ целесообразно приурочить локальное повышение к середине участка (см.рис. 2,схема б) , при отличающихся отметках ( рис.2,схема в) необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.

1. Положение дополнительной ХТ на участке выбирается таким образом, чтобы наибольший по длине участок совпадал с направлением естественного рельефа.

2. Наименьший по длине участок, с обратным уклоном по отношению к естественному направлению падения рельефа, имел минимальный допустимый уклон.

Роспись высотного решения проездов горизонталями выполняют только после окончательного решения ВП всей сети проездов в отметках. Сечение проектных горизонталей следует принять 0.10м, кратность высот 10.

Для построения горизонталей следует:

Определить в соответствии с характером существующего рельефа положение лотка

(пониженной части) проезда, имеющего односкатную форму;

Учесть среднюю величину нормативного поперечного уклона проезжей

части (i п = 0.020);

Учесть стандартную высоту бортового камня (0.15м);

Замерить ширину проезда на плане с учетом масштаба.

Построение горизонталей выполняют (рис. 3) , определяя положение горизонтали по оси проезда и расстояние между соседними горизонталями по формуле (2), а положение горизонтали за счет смещения ее относительно оси из-за поперечного уклона по формуле (3).

Расстояние между горизонталями (l ),при их шаге равном 0.10м рассчитывают по формуле:

l = 0.10 / i , м (2)

В случае, когда отметки обеих характерных точек не кратны 0.10м, следует предварительно определить положение точки (ближайшей к любой из ХТ), имеющей отметку кратную 0.10м. Тогда в формуле (2), вместо 0.10 ,следует задать разницу между имеющейся отметкой ХТ и искомой отметкой кратной 0.10 (см.рис.3, узел А ).

За счет поперечного уклона проезжей части происходит отклонение (относительно оси) проектной горизонтали у линии бортового камня, которое определяют по формуле:

Iп = (В/2 х i) х i п, м(3), где

В – ширина проезда, м.

Величину рассчитанного отклонения откладывают на плане с учетом масштаба, принимая во внимание местоположение лотка на проезде. Положение других горизонталей (кратных 0.10м) на данном участке между ХТ будет также определяться расчетными параметрами I и Iп (см. рис. 3, узел А).

На других участках проезда (между ХТ) процедуру повторяют, если величина продольного проектного уклона отличается от участка, для которого произведен вышеописанный расчет по формулам (2) и (3).

Роспись в горизонталях производят последовательно по каждому из участков, заключенных между ХТ, а затем выполняют высотную «увязку» узлов сопряжения этих участков. При этом руководствуются следующим требованием:

Сопряжение горизонталей на соседних прямых и поворотных участках проезда должно обеспечить, по возможности, простые по форме плоскости и движение поверхностного стока по проезду в соответствии с направлением проектного продольного уклона.

Реализация этих требований иллюстрирована решениями, показанными в узлах Б на рис.3, где сопряжение одноименных проектных горизонталей обеспечивает сток дождевых вод в соответствии с направлением проектных уклонов. Следует обратить внимание на важное обстоятельство. Сопряжение проектных горизонталей на поворотных участках проезда требует учета «рисунка» проектных горизонталей (см. рис.3, узел В), который имеется насопрягающихся участках проезда. Поэтому в зависимости от «рисунка» горизонталей на сопрягаемых участках проектное решение может предусматривать разную величину поперечного уклона одной и той же горизонтали относительно оси проезда (см. рис.3, узел Г). Однако, во всех вариантах решения, должно быть гарантировано удаление поверхностного стока в соответствии с требованием приведенным выше.

Вертикальная планировка площадок. Высотное решение площадок, примыкающих к проездам, зависит от высотного решения проезда и должно гарантировать традиционные требования удобства и безопасности движения транспорта, а также сток дождевых и талых вод. Наряду с этим, на участках размещения мусоросборников, высотное решение должно обеспечивать возможность перехвата поверхностных стоков, не допуская их поступление на проезд(см. рис.3,узел Б).

Результирующий уклон на площадках, где останавливается транспорт, не должен превышать 3%, что гарантирует при остановке транспортных средств возможность не «скатываться», даже в случае отказа тормозной системы. Оптимальный поперечный уклон 1%.

Роспись площадки в горизонталях осуществляется по методике аналогичной росписи проездов, при этом, как уже отмечалось, в высотной привязке к последним (см. рис. 3, узел Д).

Расстановка дождеприемных колодцев. Дождеприемные колодцы следует размещать (см. рис.3) в лотке проезда с учетом положения пониженных ХТ, в местах, обеспечивающих перехват стоков с площадки для мусоросборников, а также в лотке проезда с шагом, зависящим от величины продольного уклона дороги, руководствуясь рекомендациями СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения.