» »

Можно ли заниматься экспортом на усн. Экспортный ндс можно возместить и на усн. Особенности экспорта товаров двойного назначения

18.11.2023

Президиуму ВАС РФ 9 октября 2012 г. пришлось вновь рассматривать вопрос о правомерности возмещения НДС в ситуации, когда экспортная отгрузка была до перехода на «упрощенку», а подтвердили ее после перехода на этот спецрежим. Причиной послужил тот факт, что нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел совсем забыли о позиции Президиума ВАС РФ по этому вопросу.

Кто в лес, кто по дрова

Вычет НДС по экспорту можно получить не сразу. Для этого необходимо собрать пакет документов, подтверждающий право на применение нулевой ставки НДС. На сбор отводится 180 дней (п. 9 ст. 165 НК РФ). Но за это время компания может перейти с общей системы на «упрощенку». И здесь возникает проблема. С одной стороны, организация перестает быть плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Но с другой стороны, операция, по которой заявляется вычет, была произведена в тот период, когда организация являлась плательщиком НДС. Соответственно у нее должно остаться и право на возмещение НДС по этой операции.

Минфин России считает, что, если отгрузка товаров на экспорт и сбор полного пакета документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, относятся к последнему налоговому периоду, в котором применялась общая система, компания имеет право на возмещение сумм НДС, несмотря на подачу декларации по этому налогу в периоде применения упрощенной системы налогообложения (письмо от 11.11.2009 № 03-07-08/233).

Однако некоторые налоговые органы на местах считают иначе. Это подтверждает и существующая на сегодня арбитражная практика. При этом у судов единого мнения на этот счет нет, что достаточно странно при наличии постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 6031/08, в котором арбитры поддержали компанию.

Так, одни суды полагают, что организация вправе получить возмещение НДС по экспорту в период применения упрощенной системы (постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.2007 № А65-21054/2006-СА1-42-23). Другие придерживаются позиции, что это невозможно, поскольку упрощенцы не являются плательщиками НДС (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2011 № А19-5573/2011).

Рассмотрим подробнее аргументы сторонников того и другого подхода на примере одного из дел, переданных на рассмотрение в Президиум ВАС РФ Определением от 07.08.2012 № ВАС-6759/12.

НДС возместить нельзя

Организация в период применения общей системы налогообложения отгрузила товары на экспорт. Но в декларации по НДС за IV квартал 2009 г. данные по экспортной операции не отразила, поскольку еще не был собран необходимый пакет документов для применения нулевой ставки НДС. С 2010 г. организация перешла на «упрощенку». В мае 2010 г., собрав пакет документов, организация подала уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2009 г., в которой указала выручку от продажи товаров на экспорт, облагаемую по нулевой ставке, и сумму НДС, подлежащую возмещению. Однако в вычете НДС ей было отказано.

Аргументация налоговиков была следующей. НДС исчисляется только плательщиками этого налога (ст. 166 НК РФ), а организации, применяющие упрощенную систему, к таковым не относятся (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). По экспортным операциям моментом определения налоговой базы по НДС является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимый для применения нулевой ставки НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ). Если такой пакет документов в отведенный срок (180 дней) не собран, моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки товаров на экспорт (подп. 1 п. 1 и п. 9 ст. 167 НК РФ).

Вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, работ, услуг, относящихся к экспортным операциям, производится на основании декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующего пакета документов. Эти вычеты уменьшают сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ. Таким образом, право на применение нулевой ставки НДС и налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций, а также обязанность по представлению в налоговый орган декларации по НДС и пакета документов, предусмотренного ст. 165 НК РФ, есть только у плательщиков этого налога.

Нулевая ставка по НДС применяется в том налоговом периоде, в котором собран необходимый для этого пакет документов. Соответственно в этом налоговом периоде организация, претендующая на вычет НДС по экспортной операции, должна быть плательщиком этого налога.

Между тем в рассматриваемой ситуации к моменту определения налоговой базы по НДС организация уже не являлась плательщиком данного налога, поскольку перешла на «упрощенку». Соответственно у нее нет никаких прав на возмещение НДС по экспортной операции, совершенной до перехода на этот спецрежим.

Право на возмещение остается

Суды всех инстанций признали действия налоговиков неправомерными. Суд первой инстанции отметил, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 07.02.2002 № 37-О, налоговую ставку 0% следует рассматривать как разновидность налоговых льгот. Организация с 1 января 2010 г. перешла на упрощенную систему. Однако отгрузка и оплата продукции произведены до этого момента, то есть когда организация находилась на общей системе и являлась плательщиком НДС. Уточненная декларация по НДС в мае 2010 г. подана за IV квартал 2009 г. В данном случае в силу положений ст. 80 НК РФ налоговая инспекция обязана была рассмотреть представленные документы, поскольку заявитель претендует на применение льготы в периоде, когда он являлся плательщиком НДС.

Поддерживая выводы нижестоящих инстанций, кассационный суд напомнил о правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 6031/08. Глава 21 НК РФ не ограничивает налогоплательщика в праве представить по истечении 180-дневного срока полный пакет документов для подтверждения экспорта. Если такие документы будут представлены в инспекцию, налогоплательщику гарантируется право на возмещение. Поэтому с переходом на упрощенную систему организация не утратила права на получение возмещения НДС за период, в котором она находилась на общей системе и являлось плательщиком этого налога.

Президиум ВАС РФ оставил в силе решения судов. Таким образом, он поддержал позицию, согласно которой организация и после перехода на «упрощенку» вправе получить возмещение НДС по экспортной операции, совершенной в период, когда она являлась плательщиком НДС.

В последнее время все чаще фирмы на УСН занимаются внешнеторговыми операциями, в частности экспортом. Подобное «совмещение», на первый взгляд, ничем особенно не отличается от работы на общем режиме. Однако помимо всего прочего «упрощенцы» вынуждены руководствоваться закрытым перечнем затрат. На практике это означает, что определенных нюансов документального оформления сделок им не избежать.

Бумажные носители

Контракт. Заключая договор о поставке товаров с иностранным покупателем, необходимо четко определить предмет сделки, ее условия, сроки исполнения обязательств. Ведь от содержания контракта зависит возможность списания трат, которые будут возникать в процессе его исполнения (накладные расходы, страховка, стоимость транспортировки, сопровождения грузов, вывозные таможенные пошлины и сборы, комиссионное вознаграждение банка, плата за хранение, сопровождение, информирование, консультирование). Например, при условиях поставки FOB бухгалтер не вправе признать в налоговом учете накладные расходы, а при DAF – траты на страховку. Стоит отметить, что особенностью так называемой группы условий экспортных контрактов F является то, что перевозку обеспечивает покупатель (предоставляет или оплачивает транспортные услуги), продавец передает товар перевозчику на территории своей страны и с этого момента его обязательства по поставке считаются выполненными.

Нелишним будет прописать и порядок перехода права собственности на товар (сразу после оплаты или пересечения границы).

Спецификация. Является неотъемлемой частью контракта, в ней указывают точное наименование и количество товара. Данную информацию можно включить и непосредственно в договор, но, как показывает практика, документы лишними не бывают. Тем более что сама спецификация экономит время. В соответствии с ней (вместе со счетом-фактурой и описями) покупатель принимает товар, а при отсутствии таковой составляется акт о фактическом наличии продукции, в котором указывают, какие документы не приложены (п. 12 Инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» от 15 июня 1965 г. № П-6).

Паспорт сделки. Без него не обойтись, если сумма сделки по экспортно-импортным операциям превышает 5000 долларов США. Этот документ должен содержать сведения, необходимые для учета валютных операций между резидентами и нерезидентами (ст. 20 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, далее – Закон № 173-ФЗ). Паспорт составляют на основе Инструкции Центрального банка от 15 июня 2004 г. № 117-И и Положения ЦБ от 1 июня 2004 г. № 258-П.

После того как фирма-экспортер получит валютную выручку (на это отводится не более 15 календарных дней после окончания месяца поставки), она должна предъявить документы, подтверждающие факт экспорта (в частности, ГТД). При этом стоит напомнить, что с 2006 г. нет необходимости в обязательном порядке продавать часть экспортной выручки (Указание ЦБ от 29 марта 2006 г. № 1676-У).

«Экспортная» бухгалтерия

Несмотря на то, что «упрощенцы» освобождены от ведения бухучета, пренебрегать им все же не стоит. В бухгалтерском учете экспортные операции отражают на счете 52 «Валютный счет». К нему открывают субсчета 52-1-1 «Текущий валютный счет» (предназначен для хранения остатка выручки) и 52-1-2 «Транзитный валютный счет» (используется для зачисления поступившей валюты и дальнейших расчетов: продажи валюты и оплаты расходов).

Осуществляя продажу и покупку валюты, следует использовать счет 57 «Переводы в пути», так как между списанием с транзитного счета и зачислением выручки от продажи на расчетный счет может пройти несколько дней.

Пример

ООО «Полюс», применяющее УСН с объектом «доходы минус расходы» и ведущее бухучет в полном объеме, заключило внешнеэкономический контракт на сумму 198 000 евро. Покупная стоимость товара – 3 374 800 руб. (в том числе НДС в размере 514 800 руб.). В контракте прописаны базисные условия CIF (страховку и перевозку обеспечивает продавец – предоставляет транспорт или оплачивает услуги перевозчика, продавец передает товар перевозчику и с этого момента его обязательства по поставке считаются выполненными). Право собственности на товар переходит при пересечении таможенной границы России.

Отгрузка производится после оплаты.

Для расчета с международными транспортной и страховой компаниями нужна валюта в размере 18 480 евро. Для этого 2 апреля фирма дала распоряжение банку и перечислила 649 000 руб., и 3 апреля банк зачислил валюту на валютный счет. Курс покупки составил 34,00 руб./евро.

Услуги транспортной компании стоимостью 16 500 евро и страховка стоимостью 1980 евро были оплачены 4 апреля.

Официальный курс евро, установленный ЦБ:

9 апреля, получив оплату, товар отгрузили со склада и в этот же день за счет аванса перечислили таможенные платежи в размере 330 000 руб.

Бухгалтерские записи будут такими:

Дебет 57 Кредит 51

– 649 000 руб.– на основании распоряжения на покупку иностранной валюты с расчетного счета списаны денежные средства для покупки валюты;

Дебет 52-2 Кредит 57

– 627 676 руб. (18 480 евро x 33,9651 руб./евро) – куплена валюта;

Дебет 91-2 Кредит 57

– 644 руб. (18 480 евро x 34,00 руб./евро – 18 480 евро x 33,9651 руб./евро) – отражен убыток от покупки валюты;

Дебет 51 Кредит 57

– 20 680 руб. (649 000 руб. – 627 676 – 644) – на расчетный счет возвращены средства, оставшиеся после покупки валюты;

Дебет 60 Кредит 52-2

– 562 671,45 руб. (16 500 евро x 34,1013 руб./евро) – оплачены услуги транспортной компании;

Дебет 76 Кредит 52-2

– 67 520,6 руб. (1980 евро x 34,1013 руб./евро) – перечислена оплата за страховку;

Дебет 52-2 Кредит 91-1

– 2517 руб. [(16 500 евро + 1980 евро) x 34,1013 руб./евро – (16 500 евро + 1980 евро) x 33,9651 руб./евро] – отражена положительная курсовая разница;

Дебет 76-5 «Расчеты с таможенным органом по авансовым платежам» Кредит 51

– 352 000 руб. – аванс перечислен на счет таможни;

Дебет 76-6 «Расчеты по таможенным платежам» Кредит 76-5

352 000 руб. – отражен зачет авансового платежа в счет уплаты вывозной таможенной пошлины (запись производится при подаче таможенной декларации);

Дебет 52-2 Кредит 62

– 6 730 020 руб. (198 000 евро x 33,99 руб./евро) – от покупателя поступили валютные средства;

Дебет 45 Кредит 41

– 3 374 800 руб. – товар передан перевозчику;

Дебет 44 Кредит 60 (76)

– 628 136 руб. [(16 500 евро + 1980 евро) x 33,9900 руб./евро] – признаны расходы на услуги перевозчика и страховку;

Дебет 60 (76) Кредит 91-1

– 2056 руб. (562 671,45 руб. + 67 520,6 руб. – 628 136 руб.) – отражены курсовые разницы по транспортировке и страхованию;

Дебет 90-2 Кредит 45

– 3 374 800 – отражено пересечение товара через границу РФ;

Дебет 62 Кредит 90-1

– 6 708 795 руб. (198 000 евро x 33,8828 руб./евро) – признана выручка по экспортному контракту;

Дебет 90-5 «Вывозная таможенная пошлина» Кредит 76-6

– 330 000 руб. – отражена сумма уплаченной вывозной таможенной пошлины;

Дебет 91-1 Кредит 62

– 21 225 руб. (6 730 020 руб. – 6 708 795 руб.) – отражена курсовая разница;

Дебет 52-1 Кредит 52-2

– 6 708 795 руб. (198 000 евро x 33,8828 руб./евро) – валюта зачислена на текущий валютный счет;

Дебет 91-2 Кредит 52-2

– 21 225 руб. (198 000 евро x 33,99 руб./евро – 198 000 евро x 33,8828 руб./евро) – отражена курсовая разница.

С точки зрения налогового учета

Доходы и расходы в инвалюте учитывают в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом «инвалютные» пересчитываются в рубли по официальному курсу Центробанка, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов (п. 3 ст. 346.18 НК). В то же время доход в виде положительных (отрицательных) курсовых разниц включают во внереализационные доходы (п. 2 ст. 250 НК).

Что касается НДС, то для «упрощенцев» вопрос его возмещения довольно прост – его плательщиками они просто-напросто не являются (ст. 346.11 НК). Следовательно, при объекте «доходы минус расходы» «входной» налог учитывают в составе расходов; при этом никаких возвратов, возмещений из бюджета быть не может. Подтверждать право применения нулевого НДС также не нужно (письмо УМНС по г. Москве от 18 февраля 2003 г. № 24-11/9537). В связи с этим возникает вопрос: выгодно ли с точки зрения НДС «упрощенцу» заниматься экспортом или все-таки целесообразно перейти на обычный режим и возмещать «входной» НДС из бюджета? Ответ на этот вопрос можно легко найти с помощью примера.

Пример

ООО «Полюс» в IV квартале 2006 г. экспортировало товар покупной стоимостью 1 298 000 руб. (в том числе НДС в размере 198 000 руб.). Согласно внешнеэкономическому контракту, фирма не отвечала за транспортировку, погрузку-разгрузку, страховку и т. п. Сумма таможенных платежей – 82 500 руб. (при УСН они не входят в расходы). Предположим, выручка в пересчете на рубли составила 1 870 000 руб. (получена в тот же период).

Определим налоги, если:

1. Фирма применяет общий режим налогообложения, подтвердила право на нулевую ставку НДС.

Налог на прибыль:

Доходы – сумма реализации – 1 870 000 руб., расходы – покупная стоимость товара (без НДС) – 1 100 000 руб. (1 298 000 руб. – 198 000 руб.), и таможенные платежи – 82 500 руб.

Налог на прибыль: 165 000 руб. = [(1 870 000 руб. – 1 100 000 руб. – 82 500 руб.) x 24%].

НДС с реализации не будет (применяется ставка 0%), «входной» НДС в размере 198 000 руб. будет возвращен из бюджета.

Общая сумма налогов к возмещению – 33 000 руб. (198 000 руб. – 165 000 руб.).

2. Фирма применяет «упрощенку» (объект налогообложения – «доходы минус расходы»).

Единый налог.

Доходы – 1 870 000 руб., расходы – стоимость товара, и НДС – 1 298 000 руб.

Единый налог – 85 800 руб. [(1 870 000 руб. – 1 298 000 руб.) x 15%].

НДС не возмещается.

Общая сумма налогов – 85 800 руб. к уплате.

Получается, что в данном случае работать на «упрощенке» невыгодно. Компании имеет смысл применять УСН, к примеру, если экспортируемые товары не облагаются налогом на добавленную стоимость (ст. 149 НК). В таком случае при общем режиме продукция освобождена от налога, а «входной» НДС по транспортировке, хранению и другим подобным услугам следует учитывать в составе их стоимости – возместить его никак не удастся. В данной ситуации, конечно же, выгоднее платить 15 процентов единого налога, нежели 24 процента налога на прибыль.

Д. Александрова, обозреватель «Федеральное агентство финансовой информации»

Вопрос

Добрый день.

Компания на УСН, импортирует пряжу для дальнейшего изготовления продукции из Китая. Возникает ли, в связи с этим, у компании обязанность сдавать какие-либо отчеты?

Ответ

Налогоплательщики, которые перешли на УСНО, нередко занимаются импортом товаров.

Как и в целом при УСНО, некоторая простота налогообложения — по сравнению с ОСНО — распространяется и на импортные операции. В то же время при нахождении на этом режиме нужно учитывать определенные нюансы, касающиеся, прежде всего, НДС, и обращать на них внимание особенно важно импортерам.

В общем случае, не будучи плательщиком НДС, «упрощенец» не подает и декларацию по этому налогу. Но не возникает ли у него такой обязанности при уплате «ввозного» НДС?

Минфин России в Письме от 30.01.2007 N 03-07-11/09 обратил внимание на ст. 177 НК РФ, согласно которой сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются гл. 21 НК РФ с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. Уплата и декларирование суммы такого НДС производятся именно в соответствии с таможенным законодательством.

Финансисты пришли к выводу, что в связи с этим, а также с учетом того, что согласно нормам налогового законодательства суммы НДС, уплаченные организациями, применяющими УСНО, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, к вычету не принимаются, данным организациям представлять налоговую декларацию по НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ, не требуется.

Однако это не распространяется на товары, ввозимые в РФ из государств — членов ЕАЭС <7>. В рамках ЕАЭС взимание косвенных налогов, в том числе НДС, и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе <8>) (далее — Протокол).

В п. 13 Протокола сказано, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного п. 27 Протокола (в отношении акцизов), и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения .

В частности, согласно п. 20 Протокола налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Речь идет о специальной декларации, направляемой в налоговый орган при импорте товаров с территории государств — членов Таможенного союза, утвержденной Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н.

Представление декларации сопровождается подачей ряда документов, перечисленных в п. 20 Протокола.

Смежные вопросы:


  1. Добрый день. Предприятие на ОСН, 18 ПБУ. 17 марта 2016 года ООО провела передачу товара нерезиденту (Казахстан) по договору комиссии. Начиная с мая контрагент начал предоставлять отчеты комиссионера. Вопросы…...

  2. 1) ограничения на ввоз товара физическим лицом 2) товар представляет собой копии известных брендов, документов на товар нет. как будет производиться оценка партии на границе?
    ✒ Ограничения на ввоз…...

  3. Добрый день! Мы являемся Вашими партнерами УНЦ «ПраТоН». Какие нюансы при реализации товаров в Казахстан, если компания экспортер (Россия) находится на основной системе налогообложения? Особенности формирования/отправления документов.
    ✒ Экспорт…...

  4. Какие нужно предоставить документы при экспорте товара стране члену ЕВРАЗЭС в случае если товар был привезен из страны ЕВРАЗЭС. РФ является экспортером
    ✒ Порядок уплаты НДС при экспорте товаров…...

Как подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте, обязаны ли компании на упрощенке платить экспортный НДС, надо ли составлять счет-фактуру разъяснит статья.

Вопрос: Организация, применяющая УСН, заключила экспортный контракт на поставку товара Индийскому покупателю, какие документы следует составлять этому продавцу при отгрузке? И еще, от НДС на таможне, продавец, применяющий УСН освобожден, но счет-фактуру надо ли составлять?

Ответ: При отгрузке на реализуемый товар Вы оформляете товарную накладную в общеустановленном порядке. При необходимости (если Ваша организация будет выступать организатором перевозки товара к покупателю) также нужно будет оформить транспортную накладную.

Оформлять счет-фактуру Вам не нужно.

Подтверждать факт экспорта (нулевую ставку НДС) Вам не нужно, поэтому какие-либо дополнительные документы (в частности, налоговую декларацию по НДС и пр.) Вам оформлять не нужно.

Как подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте

Операции, в отношении которых применяется ставка НДС 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

В частности, нулевую ставку НДС организации вправе применять при реализации:

товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта ();

работ (услуг), связанных с вывозом товаров и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1-3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подтверждение права на применение нулевой ставки НДС

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, организация должна:

собрать пакет документов, предусмотренных Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ);

Состав документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт за пределы Таможенного союза и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров , зависит от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар , и от вида оказываемых работ (услуг).

Основными документами, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, являются:

Организация может экспортировать товар из России в иностранное государство через другую страну - участника Таможенного союза. В этом случае для применения нулевой ставки какие-либо дополнительные документы, которые подтвердят факт вывоза товара за пределы этой страны - участника Таможенного союза, предоставлять не надо. А дата пересечения ее границы никак не повлияет на момент определения налоговой базы. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 июня 2015 г. № 03-07-08/37574 .

Компании на упрощенке не обязаны платить экспортный НДС

«…Мы применяем упрощенку. В сентябре заключили договор поставки с покупателем из Белоруссии. Он сам будет забирать товар с нашего склада и перевозить в свою страну. Надо ли сообщать в инспекцию о такой сделке и платить НДС?..»

Сообщать о такой сделке в инспекцию не надо. Обязанности платить НДС также не возникает.

Компании на упрощенке не освобождены от уплаты НДС при ввозе товара из стран Таможенного союза. Это следует из пункта 2 статьи 2 Протокола (ратифицирован Федеральным законом от 19.05.10 № 98-ФЗ). Но ваша компания экспортирует, а не ввозит товары. Значит, платить НДС не требуется. Не возникает и обязанности подтверждать нулевую ставку НДС.

В свою очередь ваш покупатель платит НДС при ввозе товара в Белоруссию. Для этого он заполняет заявление о ввозе и два экземпляра с отметкой инспекции направляет вам. Этот документ необходим компаниям для подтверждения нулевой ставки НДС. Вы не подтверждаете нулевую ставку, так как не являетесь налогоплательщиком. В то же время документы безопаснее сохранить. Ведь они могут понадобиться, на случай если компания утратит право на упрощенку.

При реализации товаров в Республику Беларусь отметки таможенных органов на товарной накладной, иных товаросопроводительных документах не проставляются

17.04.2013
ГАРАНТ

Российская организация, применяющая УСН с объектом обложения «доходы минус расходы», планирует осуществлять экспорт товаров (продукция собственного производства - надувные фигуры) в Республику Беларусь. В этой связи с белорусской организацией (покупателем) был заключен договор. Договор заключен в рублях, его условиями предусмотрена уплата белорусской организацией аванса в размере 50% суммы сделки, оставшиеся 50% стоимости товара уплачиваются покупателем после отгрузки товара российской организацией.

Каков порядок налогового учета и документооборота при экспорте товара в Республику Беларусь?

Упрощенная система налогообложения

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

При этом согласно п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При применении УСН датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Иными словами, применяется кассовый метод.

При получении аванса организация, применяющая УСН, в целях налогообложения должна учитывать его в том отчетном периоде, в котором он получен.

Минфин России также указывает на возникновение объекта налогообложения у организации, применяющей УСН, при получении предоплаты (аванса) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в отчетном (налоговом) периоде их получения (смотрите, например, письма Минфина России от 30.10.2009 г. № 03-11-06/2/231, от 20.02.2009 г. № 03-11-09/67, от 21.07.2008 г. № 03-11-04/2/108).

Данная позиция подтверждается также арбитражной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 16.08.2006 г. № А06-6691У/05, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2006 г. № Ф08-1654/2006-695А, ФАС Уральского округа от 12.04.2006 г. № Ф09-2584/06-С1).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации суммы полученного аванса и оплаты за реализованный товар учитываются в составе доходов при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в тех отчетных (налоговых) периодах, когда они поступили на расчетный счет вашей организации.

Заполнение книги учета доходов и расходов

В соответствии со ст. 346.24 НК РФ для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учет доходов и расходов осуществляется в специальном налоговом регистре - Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее - Книга учета), форма и порядок заполнения которой (далее - Порядок) утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Обратите внимание, что Книги учета, утвержденные Приказом Минфина России от 22.10.2012 г. № 135н, подлежат применению с 1 января 2013 года (информационное сообщение от 29.12.2012 «О приказе Минфина России от 22.10.2012 г. № 135н»).

Сумма доходов от реализации, полученная Вашей организацией при осуществлении рассматриваемой операции, должна быть отражена в графе 4 Книги учета на дату получения денежных средств от покупателя (п. 2.4 Порядка).

В анализируемой ситуации оплата товара производится двумя платежами: аванс и оплата. Соответственно, в Книге учета также необходимо сделать две записи в размере указанных сумм.

Согласно п. 2.2 Порядка в графе 2 указывается дата и номер первичного документа, на основании которого осуществлена регистрируемая операция.

Первичными документами, подтверждающими факт поступления денежных средств на расчетный счет организации, являются банковская выписка, платежное поручение на соответствующую оплату.

Таким образом, при отражении в Книге учета доходов от реализации товаров на экспорт в графе 2 следует указать реквизиты соответствующих платежных поручений.

Документооборот

В общем случае при продаже товаров (продукции) организация должна оформить следующие документы:

Договор купли-продажи (поставки);

Товарная накладная (по форме, утвержденной в приложении к учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»));

Счет-фактура (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137);

Транспортные документы.

В настоящее время территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию таможенного союза (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС)).

При осуществлении сделок внутри ТС между организациями, зарегистрированными на территории государств - членов таможенного союза и являющимися плательщиками НДС, им необходимо руководствоваться:

Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее - Соглашение);

Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее - Протокол);

Национальным налоговым законодательством, в частности, главой 21 НК РФ. При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).

Обратите внимание, что в соответствии со ст. 1 Соглашения термин «экспорт товаров» применяется и при вывозе товаров, реализуемых налогоплательщиками государств - членов таможенного союза, с территории одного государства - участника таможенного союза на территорию другого государства - участника таможенного союза. В ответе термин «экспорт товаров» применяется нами в трактовке, установленной ст. 1 Соглашения.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС организацией-экспортером, которая является плательщиком НДС, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) Договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;

2) Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза;

3) Полученное от покупателя заявление о ввозе продукции и уплате косвенных налогов в бюджет Республики Беларусь с отметкой налогового органа Республики Беларусь об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств), составленное по форме Приложения 1 к Протоколу;

4) Транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Республики Беларусь;

5) Иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ.

Напомним, что организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, при осуществлении операций по экспорту товаров в страны таможенного союза, в частности, в Республику Беларусь, организация, применяющая УСН, не признается плательщиком НДС.

При реализации товаров составлять счета-фактуры обязаны плательщики НДС, а также организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, но осуществляющие посредническую деятельность в рамках договоров, заключенных с плательщиками НДС (п.п. 1 и 3 ст. 169 НК РФ). Соответственно, в рассматриваемой ситуации ваша организация не должна выставлять счета-фактуры. Аналогичные разъяснения даны Минфином России в письмах от 22.07.2010 г. № 03-07-13/1/04, от 27.04.2010 г. № 03-07-08/135. Также ваша организация не должна представлять налоговую декларацию по НДС в налоговые органы (п. 2 письма Минфина России от 06.10.2010 г. № 03-07-15/131).

Обратите внимание, что поскольку организация, применяющая УСН, не признается плательщиком НДС при экспорте товара, то она не должна применять нормы Соглашения и Протокола в своей деятельности.

Соответственно, перечисленные в п. 2 ст. 1 Протокола документы, которые следует представлять в налоговые органы плательщикам НДС для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС одновременно с налоговой декларацией по НДС, организация, применяющая УСН, представлять в налоговые органы не должна.

В отношении транспортных (товаросопроводительных) документов отметим, что их конкретный перечень зависит от способа транспортировки. Как разъясняется в письме Минфина России от 19.10.2010 г. № 03-07-08/296, установленные российским законодательством образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами РФ при перемещении товаров в таможенном союзе с территории РФ на территорию Республики Беларусь при оказании услуг по перевозке товаров российскими перевозчиками, приведены в приложении к письму Минтранса России от 24.05.2010 г. № ОБ-16/5460.

В письме ФНС РФ от 21.08.2009 г. № ШС-22-3/660@ указано, что при доставке груза в страну - участницу СНГ перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) или CMR (международной транспортной накладной).

Согласно разъяснениям ФНС РФ (письмо ФНС РФ от 14.10.2011 г. № ЕД-4-3/17067@) в качестве документов, подтверждающих перемещение товаров автомобильным транспортом с территории РФ на территорию Республики Беларусь при их самовывозе белорусским покупателем, налоговыми органами могут быть рассмотрены как CMR-накладная, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 г. № 23 (в редакции от 20.10.2004 г.), так и CMR-накладная страны отправителя, то есть РФ. При отсутствии таких документов (например при доставке товара на личном автомобиле сотрудника) могут быть рассмотрены письменные объяснения плательщика, приказы о направлении сотрудников в командировку и другие документы.

При этом отметим, что в случае самостоятельного вывоза товара покупателем продавец (российская организация) не обязан оформлять транспортные документы (транспортные накладные), поскольку у продавца в данном случае отсутствуют обязательства по доставке и транспортировке товара (смотрите также письма Минфина России от 19.07.2012 г. № 03-07-13/01-42, от 18.05.2011 г. № 03-07-13/01-17).

Таким образом, в данной ситуации продавец (российская организация) при осуществлении операции по реализации товаров собственного производства белорусской компании должен оформить:

Товарную накладную;

Транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае вывоза товара силами продавца (собственным транспортом организации, посредством российского перевозчика). При вывозе товара силами белорусской организации - покупателя продавец не обязан оформлять транспортные документы. Счет-фактура организацией-продавцом в данном случае не выставляется.

Обратите внимание, что на территории стран - участников ТС применяются единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, а также отменен таможенный контроль на внутренних таможенных границах. При этом осуществление таможенного контроля, взимание таможенных платежей и обеспечение соблюдения таможенного законодательства производятся только на внешней границе ТС. Результатом такого рода отношений стран - участников таможенного союза является отсутствие на транспортно-сопроводительных документах каких-либо отметок таможенных органов.

Следовательно, при реализации товаров (продукции) в Республику Беларусь отметки таможенных органов на товарной накладной, иных товаросопроводительных или транспортных документах не проставляются.