» »

Оценка прав на земельные участки при реализации инвестиционных проектов с участием российской федерации. Что такое инвестиционный проект Инвестиции в землю с х назначения

28.12.2023

Правила выделения и изъятия земельных участков, ранее установленные президентскими указами, переносятся в Кодекс о земле. В частности, в нем появится ст. 351 «Перечни свободных (незанятых) земельных участков и перечни участков для реализации инвестиционных проектов».

Впервые Указ Президента от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» был дополнен подобной нормой (п. 41) Указом от 5.06.2013 № 258. Позднее она была скорректирована указами от 14.01.2014 № 26 и 16.06.2015 № 244.

Теперь в соответствии с Законом от 18.07.2016 № 403-З в самом Кодексе устанавливается, что местные исполкомы формируют перечни свободных (незанятых) земельных участков, информация о наличии которых должна быть полной, достоверной, открытой и доступной, при этом она подлежит включению в перечни с указанием целей возможного использования таких участков. Данные перечни должны поддерживаться местными исполкомами в актуальном состоянии, ежемесячно обновляться и размещаться на информационных стендах и официальных сайтах этих органов в сети Интернет (при наличии таких сайтов), могут они распространяться и иными доступными способами, в т.ч. через СМИ.

Определено также, что Минский городской, городские (городов областного, районного подчинения) и районные исполкомы формируют перечни участков для реализации инвестпроектов. Решения исполкомов о включении участков в данные перечни принимаются на основании градостроительных паспортов земельных участков, подготавливаемых с учетом утвержденных в установленном порядке генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, архитектурных проектов застройки территорий городов, схем комплексной территориальной организации областей (районов), схем землеустройства районов. Эти перечни также в обязательном порядке размещаются на информационных стендах и официальных сайтах местных исполкомов в Интернете (при наличии таких сайтов), а также могут распространяться иными доступными способами, в т.ч. через СМИ. При этом для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами, предоставляются только те земельные участки, которые включены в перечни участков для реализации инвестпроектов, если, конечно, иное не установит Президент.

Информация, содержащаяся в перечнях участков для реализации инвестпроектов, должна постоянно поддерживаться местными исполкомами в актуальном состоянии, быть полной, достоверной, открытой, доступной и включать цели возможного использования этих участков , их ориентировочные площади, а также содержать сведения о госоргане (госорганизации), в который (которую) необходимо обращаться для заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь. Кроме того, перечень может содержать сведения об объекте инвестиций, в т.ч. объектах недвижимости, подлежащих сносу, обеспеченности участков инфраструктурой, о минимальном объеме инвестиций, возможных льготах и (или) преференциях инвестору (инвесторам) и (или) организации, реализующей инвестпроект, сроках реализации инвестпроекта. При принятии решения, предусматривающего включение участка в перечень (исключение из перечня), указанная информация обновляется на информационных стендах и официальных сайтах местных исполкомов в сети Интернет (при наличии таких сайтов) не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Копия решения (выписка из решения) о включении участка в перечень участков для реализации инвестпроектов не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляется местным исполкомом в Минэкономики, а также в соответствующий областной исполком для размещения на официальных сайтах этих органов в Интернете.

В свою очередь, исключение участка из перечня участков для реализации инвестиционных проектов допускается в случае:

Заключения в установленном порядке инвестиционного договора с Республикой Беларусь и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;

Изъятия и предоставления земельного участка для госнужд;

Если такой участок более 2 лет со дня принятия решения о его включении в перечень участков для реализации инвестпроектов остается невостребованным инвесторами;

В иных случаях, определенных Президентом.

Порядок формирования перечней свободных (незанятых) земельных участков и перечней участков для реализации инвестпроектов будет определяться областными и Минским городским исполкомами.

В РФ, как и во многих странах, земля разделена на категории в зависимости от ее назначения. Хорошо это или плохо, вопрос сложный. Многие инвесторы нарекают, что подобная градация создает путаницу и усложняет операции на рынке земли, мнение других таково, что подобная градация помогает предотвратить полную застройку плодородных земель, которая может привести к упадку сельского хозяйства. Если инвестор решил сделать инвестиции в земли сельскохозяйственного назначения , у него сразу же возникнет вопрос, что именно стоить покупать и в какой форме выгоднее делать вложения.

Способы инвестирования в земли сельскохозяйственного назначения

В этом случае возможны два варианта. Первый – это приобретение земельного надела посредством выделения земельных долей. Второй – покупка земельного участка у владельца или посредника, у которого есть в наличие документы, которые подтверждают право собственности на земельный надел.

Способ инвестирования через паи удерживает лидирующие позиции на инвестиционном рынке земли, однако, он содержит в себе высокую долю риска. Более надежным будет второй способ инвестирования.

В этом случае во избежание юридических проблем надо тщательно проверить бумаги владельца, подтверждающие право собственности. Обязательно надо проверить состояние почв участка, а также выяснить возможные проблемы при его эксплуатации.

Что и как приобретать

Для начала инвестору следует определиться, с какой целью покупаются земли. Если в дальнейшем на участке не планируется организация крупного фермерского хозяйства, то приобретать большие наделы земли не имеет смысла. Оптимальной будет покупка небольшого участка, где можно построить дом, и в дальнейшем сдавать в аренду как дачу.

Удачными будут вложения около водоемов, лесных массивов, несомненным плюсом будет также просто красивое природное окружение.

Выгодным будет вложение в земельный участок, который расположен поблизости исторических памятников, целебных минеральных источников или санаториев. В будущем такой участок может принести доход в несколько раз выше его первоначальной стоимости.

В Российской Федерации на большинстве территорий сельскохозяйственного назначения вполне возможно получить разрешение на строительство.

Категория сельскохозяйственных земель подразделяется на подкатегории. В этих подкатегориях выделяется участки под растениеводство, животноводство и под дачное строительство. Поэтому на земле, предназначенной под дачное строительство, строятся коттеджи, особняки и даже целые дачные поселки.

Большим плюсом при выборе участка будет его близость к трассам федерального значения. В Российской Федерации наиболее выгодными для инвестиций считаются земельные участки Москвы, Подмосковья, Владимирской, Тверской и Калужской областей.

Недостатки инвестирования в земли сельскохозяйственного назначения

Самым серьезным недостатком вложения капитала в земли данной категории – это то, что при продаже земельного участка, продавец в обязательном порядке должен предложить покупку региональным властям. Выходом из такой ситуации может быть смена категории земли. Однако, эта процедура очень сложная и хлопотная.

Выбирая участок, обязательно стоит обратиться за информацией в региональное управление по развитию сельского хозяйства и ознакомится с планами развития на несколько лет. Потому что если будет совершенствоваться инфраструктура региона, значит, и цена земельного надела будет расти.

Таким образом, инвестиции в земли сельскохозяйственного назначения, наиболее перспективное направление вложений на российском рынке земли. Удачно выбранное месторасположение участка и грамотно организованный инвестиционный проект могут обеспечить стабильный и высокий доход инвестору.

Сущность инвестиционного проекта сводится к реализации инновационной идеи и обоснованию необходимости инвестиций в деятельность, которая, как любой коммерческий проект, должна приносить прибыль и быть привлекательной для этих инвестиций. То есть, во-первых, должна быть видна и понятна идейная и материальная инвестиционная привлекательность проекта, иначе не удастся договориться об инвестициях, а, во-вторых, надо сразу убедиться, что проект принесёт достаточную прибыль.

В этом правиле есть исключения, когда речь идёт о некоммерческих видах осуществления инвестиционного проекта (социальных, экологических), хотя даже там предполагается получение косвенной прибыли, например, за счёт улучшения социальных условий работников. Но в любом случае и исполнитель, и инвестор должны чётко представлять алгоритм осуществления замысла на каждом этапе, временные рамки, стоимость, конечный результат, для чего и создаётся проектно-сметная документация.

Что такое инвестиционный проект

В литературе понимание того, что такое инвестиционный проект, зависит от объёма значения, вкладываемого в понятие.

  1. В более узком значении, – это стандартизированный бизнес-план – экономическое обоснование инвестиционного проекта, объясняющее инвестору целесообразность осуществления капитальных вложений с указанием объёмов и сроков.
  2. В более широком значении понятие инвестиционного проекта включает в себя всю программу мероприятий, обеспечивающих эффективные капиталовложения с получением прибыли в результате.

Выбирая более актуальное значение, следует учитывать, что инвестиционный проект это всё-таки, в первую очередь, проект с наличием характерных проектных признаков:

  • временного интервала,
  • стоимости,
  • специфического результата,
  • сценария поэтапной реализации замысла.

При привлечении средств со стороны все эти проектные характеристики сохраняются, но к ним ещё добавляются рекламные мероприятия, направленные на инвестора, рассылка коммерческих предложений, демонстрация привлекательных характеристик инвестиционного проекта и другие меры убеждения.

Всё это, безусловно, связано с обязательной подготовкой документации, однако инвестиционные проекты не ограничиваются набором документов. Для инвестиционного проекта определение включает весь комплекс мероприятий, проводимых исполнителем по плану в условиях ограниченной ресурсной базы, что, помимо прочего, и является побудительным фактором в привлечении инвестиций. Кроме того, инвестиционные проекты воплощаются не в изолированной среде, а в заданном социальном и природном контексте, что, со своей стороны, накладывает определённые ограничения и требует введения отличий проведения проектов в зависимости от разнообразия социально-экологических условий. Так из сказанного следует, что понятие и виды инвестиционных проектов тесно взаимосвязаны.

Классификация: критерии разделения и виды

Критериев, по которым производится классификация инвестиционных проектов, множество, но основные показатели следующие:

  • целевое назначение, задачи и направление деятельности,
  • масштаб и степень влияния на рынок и/или регион,
  • сферы реализации проекта,
  • характеристики времени реализации,
  • характеристики надёжности.

Эти признаки позволяют выделить следующие типы инвестиционных проектов.

Помимо этого, по степени взаимовлияния существуют независимые, взаимодополняющие и даже взаимоисключающие проекты. А по уровню риска – надёжные и рисковые (большинство новых инновационных начинаний).

Хотя в течение жизненного цикла в инвестиционном проекте происходят постоянные изменения, в своей структуре он остаётся неизменным. Параметры инвестиционного проекта предполагают определение времени, стоимости, масштаба и логичной последовательности этапов. Эти этапы имеют различную глубину проработки и использование своего набора инструментов, но, в любом случае, проектирование требует составления сценария уже на старте, чтобы определить цели и задачи, назвать ожидаемые результаты, оценить объём необходимых ресурсов. В целом проектная конструкция складывается из следующих составляющих:

  1. Резюме . Представляет собой краткое содержание инвестиционно-проектного замысла.
  2. Характеристика инициатора . Она даётся инвестору и касается его финансового состояния, положения, занимаемого на рынке или в отрасли, особенностей системы управления. Помимо этого описываются и основные характеристики участников проекта со стороны инвестора (инициатора).
  3. Основная сущность и идейная составляющая, или Описание . Здесь определяются отличительные особенности идеи, её преимущества перед аналогичными идеями, принципы и механизмы реализации идей.
  4. Анализ рынка производства . Одновременно определяется, какую долю этого рынка сможет занять производитель после воплощения проекта.
  5. Анализ рынка сбыта . В полном объёме здесь оценивается также рынок материалов и сырья, рынок рабочей силы и других ресурсов на предмет того, насколько возможна стабильная реализация продукции и стабильные доступ к ресурсной базе.
  6. План реализации . Это перечисление стадий процесса и организационных мероприятий для их реализации.
  7. Финансовый план . В нём намечается, сколько денег будет потрачено и сколько получено в качестве инвестиционной отдачи в случае успешной реализации, а также – в какие сроки.
  8. Оценка рисков . Высчитывается степень сопровождающих процесс рисков и оценка рисков по результатам воплощения проекта. При этом рассматриваются укрупнённо оптимистическая и пессимистическая картины.

Наиболее ёмкие из перечисленных составляющих (а также их элементы) следует рассмотреть подробнее.

Формальные требования к плану

В одном из значений план инвестиционного проекта (или бизнес-план) – это строго структурированный документ с обоснованием привлекательности и жизнеспособности проекта. Для этого при планировании инвестиционных проектов даётся объективное представление о потенциале развития производства, количественные и качественные показатели эффективности, обозначаются зоны риска, способы продвижения продукта и др.

При этом план должен быть кратким с изложением самого существенного по каждому пункту, но доступным для изучения и достаточно полным, чтобы объективно проинформировать все заинтересованные стороны. Для инвестиционных проектов важной составляющей плана является его убедительность, а отсюда следуют и лаконичность (то есть, неперегруженность техническими подробностями), чёткость в постановке цели и описании шагов к её реализации, требования к языку изложения. В частности, не следуют в бизнес-плане прибегать к профессиональному сленгу, который инвесторы могут просто не понять.

Для того чтобы заинтересовать инвесторов предпочтительно использовать наглядные таблицы, графики, пиктограммы.

Часть «Резюме» рассматривается как мини-презентация, которую можно обсуждать отдельно, чтобы понять суть и преимущества с указанием разницы между тем, что есть на рынке сейчас, и что будет после реализации предложения. Более подробно эта разница рассматривается в разделе анализа рынка.

Описание

Описание инвестиционного проекта раскрывает его сущность, которая должна продемонстрировать разницу между этим предложением и похожими. Разница может быть продемонстрирована на основании более высокой доходности, более эффективного расходования средств, более высокой востребованности продукта у потребителя и т.д. В целом любая идея должна выделять один проект на фоне остальных. Но и в случае предложения инновационной нетривиальной идеи, плохо подающейся сравнению из-за отсутствия прямой рыночной конкуренции, описание всё равно должно раскрывать цели и достоинства проекта, предпосылки к успешному его осуществлению и потенциальный объём выпускаемого продукта или услуги.

Экономическая оценка проводится для каждой стадии реализации проекта. Оценки носят характер прогноза на первых стадиях (предынвестиционной и инвестиционной) и расчётный характер по факту – на последующих стадиях (эксплуатационной, ликвидационной). Поскольку прогнозы не могут иметь 100%-ой определённости, они делаются с допущениями, которые отражаются на точности (в том числе, и при оценке рисков).

Для инвесторов индикатором точности прогнозов становится переход денежных потоков из области затрат в область прибыли.

В этом случае степень точности прогнозов увеличивается, а с ней увеличивается и степень доверия инвестора к оценкам.

В этой связи выделяют статистические и динамические оценки.

  • NPV – чистой приведённой стоимостью,
  • PI – индексом инвестиционной рентабельности,
  • IRR – внутренней нормой рентабельности и MIRR – модифицированной внутренней нормой рентабельности,
  • DPP – дисконтированным сроком окупаемости.

Выбор типа оценивания зависит от стадии инвестиционного процесса.

Этапы проектной деятельности, основанной на инвестировании

Этапы инвестиционного проекта – это 3 основные стадии с разной инвестиционной нагрузкой на каждой из них и ещё одна стадия, которая в ряде источников рассматривается как составная часть эксплуатационной:

  1. Предынвестиционная стадия состоит из перечня работ, включённых в сценарий от проверки первоначального замысла до разработки рабочей документации.
  2. Инвестиционная стадия – реализация перечня работ с инвесторами – состоит из определения объёмов финансирования, порядка и последовательности внесения средств, выбора поставщиков и условий поставки, составления штатного состава и квалификационного ценза, заключения договоров на поставку сырья, комплектующих, энергоресурсов.
  3. На эксплуатационной стадии регламентируется объём инвестиций в заработную плату и оборотные средства. Здесь же учитываются и возможные дополнительные инвестиции на тот случай, если в первое время проект не приносит прибыль. Бесприбыльное функционирование может длиться определённый период, но по итогам общего срока эксплуатационной стадии должны быть достигнуты все цели, которые преследуют авторы проекта и за которые они несут ответственность перед инвесторами.
  4. После того, как проект исчерпывает себя, наступает ликвидационная стадия. Под исчерпанностью проекта подразумевается падение величины прибыли или преобладание расходов над доходами. Эта стадия наступает и в случае, если для реконструкции или модернизации процесса необходимо привлечение новых инвестиций. Информационная составляющая ликвидационной стадии предполагает анализ методических ошибок на всех этапах, чтобы в дальнейшей практике участники процесса их не повторяли.

При реализации инвестиционного проекта этапы его оттягивают на себя разный процент инвестиционных средств:

  • Предынвестиционная стадия требует порядка 0,7-1,5% общих вложений.
  • Инвестиционная (основная по затратам) стадия – 70-90% от общего объёма инвестиций.
  • Эксплуатационная – порядка 10%.

Существует биржи инвестиционных проектов, которые в России представлены специализированным информационным порталом с предложениями проектов для отечественных и зарубежных инвесторов.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 БЛОКНОТ ПРАКТИКА 1) изучение проекта инвестиционного контракта 1 ; 2) анализ инвестиционных обязательств; 3) прогноз сроков выполнения инвестиционных обязательств (начать строительство возможно только после выполнения ряда обязательств); 4) прогноз стоимости погашения инвестиционных обязательств оценка следующих возможных затрат на устранение обременений: затраты на отселение жильцов (оценка необходимой площади, покупка квартир, затраты на переселение); затраты на ремонт соседних зданий, усиление фундаментов; затраты на снос недвижимого имущества и вывоз строительного мусора; оценка стоимости замещения недвижимого имущества, подлежащего передислокации, и его технического переоснащения, расширения, модернизации; затраты на строительство объектов социально-культурного назначения; затраты на организацию (перекладку) инженерных систем, городских коммуникаций и т. д; 5) оценка стоимости прав Российской Федерации на земельный участок: составление графика реализации проекта; прогноз доходов от реализации инвестиционного проекта (при наиболее эффективном использовании земельного участка): составление графика продаж; анализ рынка, прогноз ценовой динамики; поиск аналогов и внесение корректировок в цены; прогноз расходов по реализации инвестиционного проекта; расчет ставки дисконтирования, оценка предпринимательской прибыли; расчет стоимости земли; 6) распределение долей участия сторон в реализации инвестиционного контракта. Особенность расчетов состоит в том, что при оценке стоимости земли заемное финансирование не учитывается (позиция Росимущества). Концепция оценки Для рассматриваемых целей оценки наиболее уместным является метод предполагаемого использования (далее МПИ), который применяется для оценки застроенных и незастроенных земельных участков. Использование МПИ предусматривает следующую последовательность действий: определение суммы и временной структуры расходов, необходимых для использования земельного участка в соответствии с вариантом его наиболее эффективного использования (например затрат на создание улучшений земельного участка); определение величины и временной структуры доходов от наиболее эффективного использования земельного участка; определение величины и временной структуры операционных расходов, необходимых для получения доходов от наиболее эффективного использования земельного участка; определение величины ставки дисконтирования, соответствующей уровню риска инвестирования капитала в оцениваемый земельный участок; расчет стоимости земельного участка путем дисконтирования всех доходов и расходов, связанных с использованием земельного участка. Упрощенный расчет рыночной стоимости прав на землю по МПИ представлен в таблице 1. 1 В данном случае функциональное назначение и выход площадей установлены в конкретном инвестиционном контракте, именно поэтому анализ наиболее эффективного использования не проводится. Вопросы подписки по тел. (495)

3 8(59), 2006 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ Таблица 1 Пример расчета рыночной стоимости прав на землю Параметры проекта Период* Исходные данные Площадь строительства, м ** Выход полезной площади, м ** Затраты на строительство объекта, долл Рост стоимости строительства, % Цена продажи, долл Рост стоимости продажи, % График продаж, % Валовой доход от продажи, долл Вознаграждение риелтору, долл. 3,5 % Действительный валовой доход, долл График строительства, % Затраты на строительство объекта, долл Затраты на благоустройство территории, долл Арендная плата за земельный участок, долл Суммарные затраты, долл Денежный поток, долл Текущая стоимость денежных потоков, долл. 16 % Стоимость земельного участка, долл * Расчет может проводиться как поквартально, так и по годам. Здесь годы. ** Данные конкретного инвестиционного контракта, остальные цифры результат расчетов и информация, представленная в специальных справочных изданиях. Примечание: затраты на строительство учитывают только прибыль строительной организации и не учитывают прибыль инвестора. С нашей точки зрения, указанный метод и, соответственно, процедура расчетов являются неполными для целей оценки прав Российской Федерации на землю при реализации инвестиционных проектов, так как чистая текущая стоимость (Net Present Value NPV) включает и стоимость земли, и прибыль предпринимателя. Особенность расчетов Специфика методологии расчета рыночной стоимости прав на землю в условиях реализации инвестиционных проектов по строительству доходной недвижимости состоит в необходимости выделения из всего прогнозируемого дохода от проекта той части, которая приходится исключительно на землю и, таким образом, формирует стоимость земельного участка. Для выделения стоимости земли необходимо исключить прибыль предпринимателя (инвестора). Для уточнения алгоритма расчетов прежде всего обратимся к основам экономической теории и рассмотрим факторы производства, привлечение которых необходимо как для функционирования производственного процесса, так и для развития земельных участков, а именно: капитал; земля; труд; предпринимательство. Согласно методу предполагаемого использования NPV от реализации инвестиционного проекта это остаток, показывающий стоимость земли. 70

4 БЛОКНОТ ПРАКТИКА Если мы говорим о том, что NPV это остаток, тогда при построении модели денежных потоков стоимость остальных факторов производства или доход, приходящийся на них, должны быть учтены в модели. Капитал в нашем случае совокупность активов, необходимых для реализации проекта. Стоимость капитала учитывается в денежном потоке в качестве затрат на строительство, получение исходно-разрешительной документации и т. д. Стоимость труда также учитывается в денежном потоке (например, в затратах на строительство учтена стоимость рабочей силы, использующаяся в строительстве). Стоимость предпринимательства не полностью учитывается в денежном потоке. При расчете стоимости строительства учитывается только прибыль строительной организации. Любой инвестор, вкладывая средства в тот или иной проект, ожидает получить определенный уровень отдачи от инвестиций, который покрывал бы риски, связанные с реализацией проекта и обеспечивал уровень прибыли, сопоставимый со средним сложившимся в отрасли уровнем. Деятельность предпринимателя как фактор производства можно разбить на две основных составляющих: готовность к риску и способность организовать и управлять всеми другими факторами производства. Учесть величину рисков помогает процесс дисконтирования денежных потоков. Ставка дисконтирования, с помощью которой происходит приведение будущих денежных потоков к текущему моменту, отражает требуемый уровень доходности с учетом существующих и потенциальных рисков проекта. Вторая составляющая не учтена в традиционной модели дисконтирования (см. табл. 1). Для наглядности рассмотрим два варианта стандартного инвестиционного проекта по строительству недвижимости (табл. 2): 1) инвестор несет затраты по оформлению прав аренды на землю на рыночных условиях 2 ; 2) инвестор не несет затраты, связанные с землей, то есть предполагается, что права на землю имеются, но они не являются собственностью инвестора, а принадлежат, например, соинвестору. Таблица 2 Сравнение двух вариантов реализации инвестиционных проектов Вариант I Вариант II Права на землю покупаются (например на торгах) Участие в проекте Российской Федерации как собственника земли Доходы от проекта Доходы от проекта минус расходы на землю минус расходы на строительство минус расходы на строительство минус расходы на устранение обременений минус расходы на устранение обременений = NPV = NPV NPV = Прибыль инвестора NPV = Прибыль инвестора + Стоимость земли Стоимость земли = NPV прибыль инвестора В первом случае права на землю покупаются, то есть стоимость земли уже учтена в денежном потоке, и остаток NPV полностью отражает доход инвестора (доход предпринимателя). 2 При этом предполагается, что платежи за выкуп прав на землю единовременны и осуществляются на «нулевой» стадии реализации проекта. Вопросы подписки по тел. (495)

5 8(59), 2006 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ Во втором случае NPV как раз отражает участие Российской Федерации в реализации инвестиционного проекта права на землю не покупаются (их имеет Российская Федерация), стоимость земли не учтена в денежном потоке, и NPV включает две составляющие: прибыль инвестора и стоимость земли. Для того чтобы получить стоимость земли, необходимо исключить из результатов расчетов прибыль инвестора. Наверное, сегодня в России вряд ли найдется такой оценщик, который мог бы точно оценить доход предпринимателя, так как информация о реальной доходности инвестиций является закрытой, а сведения, доступные из средств массовой информации, отражают «среднюю температуру по больнице». В случае отсутствия прав на землю доход инвестора может быть учтен двумя способами: 1) в денежном потоке; 2) в ставке дисконтирования. Рассматривать прибыль предпринимателя в качестве издержек девелопмента (то есть в денежном потоке) при оценке земли предлагает, в частности, Е.И. Тарасевич . Однако исходя из практического опыта можно сказать, что такой подход к оценке прибыли инвестора (учет в денежном потоке в качестве затрат) не поддерживается специалистами Росимущества, в ведении которых находится рецензирование отчетов об оценке. Согласно позиции Росимущества прибыль предпринимателя учтена в ставке дисконтирования. Чтобы ставка дисконтирования включала прибыль инвестора в полном объеме, она может быть рассчитана: на основе внутренней нормы доходности (IRR) по сопоставимым проектам; методом выделения. Расчет ставки дисконтирования через IRR Для обоснования возможности использования IRR обратимся к нашему примеру (табл. 2). В первом варианте чистый приведенный доход от проекта равен: n (I C) i NPV1 = C, (1) i З i = 1 (1 + R) где I доходы от реализации проекта; С З стоимость земли; С прочие затраты по проекту; R ставка дисконтирования. Стоит особо подчеркнуть, что мы дисконтируем денежные потоки, то есть прибыль инвестора состоит из двух составляющих: компенсация за риски в виде дисконтирования + положительный результат (NPV) от реализации проекта. Во втором варианте: n (I C) i NPV2 =. (2) i i = 1 (1 + R) Подставляя правую часть уравнения (2) в уравнение (1), получаем равенство: NPV 1 + C З = NPV 2. (3) Величина чистого приведенного дохода, полученная в случае реализации второго варианта расчета денежных потоков, будет равна стоимости земли (NPV 2 = C З) при условии, 72

6 БЛОКНОТ ПРАКТИКА что NPV 1 = 0. Выполнение этого условия подразумевает равенство ставки дисконтирования R внутренней норме доходности проекта (IRR). Таким образом, получаем, что использование IRR в качестве ставки дисконтирования при условии невключения затрат на землю в денежный поток позволяет получить в качестве чистого приведенного дохода стоимость прав на землю. Расчет ставки дисконтирования Вариант I Приобретение земли на торгах NPV 1 = Прибыль инвестора R 1 = IRR 1 Прибыль инвестора = 0 Вариант II Участие Российской Федерации в проекте NPV 2 = Прибыль инвестора + Земля R 2 = IRR 1 NPV 2 = Стоимость земли Таким образом, ставка дисконтирования есть средний уровень IRR по сопоставимым проектам. Практические рекомендации Для исключения среднеотраслевой прибыли инвестора и выделения таким образом стоимости прав на землю в качестве ставки дисконтирования можно использовать внутреннюю норму доходности (IRR), которая может быть определена по сопоставимым проектам, при реализации которых земля приобреталась на начальной стадии проекта (табл. 3). Таблица 3 Пример расчета ставки дисконтирования на основе IRR сопоставимых проектов 3 Адрес объекта Семеновский пер., вл. 21 (ВАО*) Алтуфьевское ш., вл. 54 (СВАО**) ул. Мосфильмовская, вл. 40 (ЗАО***) Функциональное назначение и срок ввода объекта, годы Административно-деловое (2008) Административное (2008) Образовательно-административное (2006) Дата проведения торгов Сумма компенсационных выплат городу, долл. Среднее значение IRR 37,4 Среднее значение недисконтированной 37,9 прибыльности инвестиций * ВАО Восточный административный округ ** СВАО Северо-Восточный административный округ *** ЗАО Западный административный округ Площадь объекта (планируемая), кв. м Площадь земли, кв. м IRR, % ,64 3 Источник информации: Реализованные компанией «Евроэксперт» проекты. Информацию о проведенных инвестиционных торгах правительства Москвы см. // Вопросы подписки по тел. (495)

7 8(59), 2006 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ Очевидно, что IRR превышает, так скажем, общепринятый уровень ставки дисконтирования для московской недвижимости. По этой причине противники применения рассматриваемого подхода утверждают, что ставка дисконтирования это и есть прибыль предпринимателя. Чтобы отстоять право этого подхода на существование, обратимся к современной теории управления, которая базируется на использовании остаточного дохода. Согласно современной концепции управления проект не будет действительно прибыльным до тех пор, пока доход на инвестированный капитал не будет превышать «стоимость капитала». Во внимание принимается только один наиболее простой и понятный для инвесторов критерий вновь добавленная стоимость. Добавленная стоимость возникает только тогда, когда рентабельность инвестиций (доход инвестора) превышает стоимость капитала (ставку дисконтирования). И только добавленная стоимость является индикатором качества инвестиционных решений. Таким образом, доход инвестора, превышающий ставку дисконтирования, характеризует эффективное использование капитала. Равенство ставки дисконтирования и дохода предпринимателя определенного рода достижение, так как инвесторы фактически получили норму возврата, компенсирующую риск. Если доход инвестора меньше ставки дисконтирования, использование капитала было неэффективным. В таблице 4 представлен упрощенный пример, показывающий эффективность применения этой концепции. Таблица 4 Пример применения современной концепции управления* * Исходные данные: затраты на реализацию проекта 100 млн долл.; ставка дисконтирования 20 %. Рентабельность инвестиций, % Экономическая прибыль, млн долл. Эффективность инвестиций (0,18 0,20) = -2 Отрицательная (0,20 0,20) = 0 Нулевая (0,25 0,20) = 5 Положительная Если считать, что ставка дисконтирования равна прибыли инвестора, стоимость земли может быть завышенной, так как экономическая прибыль инвестора не учитывается. Отмечу, что этот вопрос остается дискуссионным, требует обсуждения, выработки единой позиции, прежде всего с Росимуществом. Расчет ставки дисконтирования с применением метода выделения Суть метода выделения второго способа расчета ставки дисконтирования выведение этой ставки по сопоставимым инвестиционным проектам (при реализации которых земля приобреталась на начальной стадии) на основе моделирования потоков расходов и доходов. Основные этапы метода следующие: 1) моделирование по сопоставимым инвестиционным проектам потоков расходов и доходов; 2) стандартный уровень прибыльности инвестиций: NVP проекта / PV (инвестиций) PI = срок реализациипроекта где PI доходность инвестиций; PV текущая стоимость. Для применения этого метода должен быть сформирован массив первичной информации данных о предполагаемых к реализации инвестиционных контрактах (табл. 5). 74

8 БЛОКНОТ ПРАКТИКА Данные о предполагаемых инвестиционных контрактах и их источники Информация Стоимость земельных участков Данные о проекте (назначение, выход площадей, доля города, инвестиционные обязательства и т. п.) Стоимость строительства Стоимость исходной разрешительной документации (ИРД) Класс здания, рыночные цены Дополнительные (возможно, неофициальные) затраты инвестора, например, связанные с приобретением земли * Источник: Источник Таблица 5 Собственные реализованные проекты Информация о проведенных инвестиционных торгах* Удельные показатели стоимости строительства, рыночные данные Рыночные данные Результаты оценки Информация (например о том, что взятки платятся чиновникам) отсутствует. Это может являться фактором снижения достоверности результата В таблицах 6 и 7 представлены примеры расчета с использованием ставки дисконтирования, включающей прибыль предпринимателя. Модель расчетов (продажа) Таблица 6 Период* Наименование Исходные данные** Себестоимость строительства, долл./м Цена продажи, долл Валовой доход от продажи, долл Вознаграждение риелтору, долл. 3,5 % Действительный валовой доход, долл Затраты на строительство объекта, долл Арендная плата за земельный участок, долл Суммарные затраты, долл Денежный поток, долл Текущая стоимость денежных потоков, долл. 37 % Стоимость земли, долл Стоимость одного квадратного метра земли, долл * Расчет может проводиться как поквартально, так и по годам. Здесь годы. ** Данные результат расчетов и информация, представленная в специальных справочных изданиях. При расчете стоимости на основании аренды объекта для оценки остаточной стоимости в постпрогнозный период необходимо помнить, что здесь следует использовать ставку дисконтирования, характерную для этого сегмента рынка недвижимости, так как на стои- Вопросы подписки по тел. (495)

9 8(59), 2006 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ мости готовой недвижимости не должны отражаться специфические факторы, связанные с реализацией проекта (то есть 37 процентов используется для расчета текущей стоимости денежных потоков, в том числе стоимости реверсии, а, скажем, 16 процентов для расчета стоимости реверсии в постпрогнозный период). Расчет ставки дисконтирования с применением метода сравнения продаж Опыт реализации проектов дает основания полагать, что определенные перспективы есть и у метода сравнения продаж, однако в настоящее время его использование ограниченно по причине отсутствия адекватной информации. Согласно методу сравнения продаж в основе стоимости земли лежит ценовой мультипликатор: Цена земли (кв. м) мультипликатор =. NVP проекта (на1 кв. м земли) Для выведения мультипликатора исследуется информация о сопоставимых проектах и ценах на землю. К проектам выдвигаются базовые требования сравнительного подхода, в частности сопоставимость основных ценообразующих факторов (рис. 1). Рис. 1. Основные ценообразующие факторы Здесь особенностью является то, что NPV считается без учета в денежном потоке затрат на землю. В таблице 7 представлен пример расчета методом сравнения продаж. Модель расчета методом сравнения продаж Таблица 7 Параметры Объект оценки Объект 1 Объект 2 Объект 3 Цена одного квадратного метра земли, долл NPV на один квадратный метр земли, долл Мультипликатор 0,55 0,56 0,51 0,58 Стоимость одного квадратного метра объекта оценки, долл Стоимость одного квадратного метра земли, полученная методом сравнения продаж, примерно сопоставима с результатами расчетов другими методами (ср. таблицы 6 и 7). В результате оценки в отчете должны быть указаны: 1) рыночная стоимость с учетом стоимости инвестиционных обязательств инвестора (например снос существующих строений, передислокация имущества, строительство объектов социального назначения, замена инженерных систем и коммуникаций в районе и т. д.); 2) рыночная стоимость без учета стоимости обязательств инвестора. 76

10 БЛОКНОТ ПРАКТИКА Использование результатов оценки стоимости для определения доли (в натуральном или денежном измерении) в доходах от реализации проекта 1. В абсолютном (денежном) выражении: Доля Российской Федерации = Стоимость земли. 2. В относительном выражении: Доля Российской Федерации = стоимость земли / PV (совокупных затрат на реализацию проекта с учетом стоимости земли). 3. В натуральном выражении: Доля Российской Федерации в абсолютном выражении / Стоимость единицы площади (кв. м). Подводя итог сказанному, отметим следующее: несмотря на то, что пока процесс оценки прав Российской Федерации на земельные участки сопряжен со многими сложностями, эта процедура выходит на принципиально новую стадию, на которой реализуется высшая функция стоимости функция управления. Это обстоятельство особенно важно. Литература 1. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от р. 2. Методические рекомендации по оценке участков земли для девелопмента // Библиотечка журнала «Имущественные отношения в Российской Федерации». М., ИНФОРМАЦИЯ. СОБЫТИЯ 26 заседание Международного ипотечного клуба 20 июля 2006 года, Москва Одним из актуальных вопросов, который особенно волновал участников очередного заседания Международного ипотечного клуба (МИК), стал вопрос о возможном объединении двух субъектов Российской Федерации Москвы и Московской области. (Как оказалось, общественность Санкт-Петербурга также активно обсуждает тему объединения северной столицы с Ленинградской областью.) Большинство участников встречи не увидели в объединении значительных преимуществ и посчитали, что в этом предложении больше политических мотивов, нежели экономической целесообразности, поскольку Москва и так является самым крупным в финансовом и политическом планах субъектом Российской Федерации. По мнению присутствовавших на заседании, было бы ошибкой делать из столицы «монстра» и создавать пропасть между центром и остальными регионами. Гораздо больше оправдала бы себя идея укрупнения районных центров Московской области, и, как следствие, создание рабочих мест на предприятиях, выведенных за территорию Москвы, с тем, чтобы жители Подмосковья имели возможность работать на престижной и хорошо оплачиваемой работе не только в Москве, но и непосредственно рядом с домом. В свою очередь, это позволило бы избавиться от усугубляющихся с каждым годом транспортных проблем. Для того чтобы жизнь и работа за пределами МКАД была такой же привлекательной, как в Москве, в районных центрах необходимо создавать крупные торговые и развлекательные центры, активнее вести жилищное строительство. По поводу дальнейшего роста цен на недвижимость в краткосрочной перспективе участники клубного заседания выразили общее мнение: для этого имеются все предпосылки, и если не произойдет крупных экономических или политически кризисов в нашей стране или на мировом финансовом рынке, то рост цен продолжится. Члены МИК считают, что остановить рост цен на недвижимость возможно при выполнении следующих условий: стимулирование развития строительной отрасли; развитие и внедрение новых технологий производства строительных материалов; развитие сектора государственной аренды квартир; борьба с коррупцией чиновников при выделении земельных участков под застройку; финансирование за счет государства прокладки коммуникаций и дорог для возведения жилищных массивов с последующим возвратом бюджетных средств после реализации инвестиционных контрактов. Вопросы подписки по тел. (495)


Тема 5.Рынок недвижимости как часть инвестиционного рынка Недвижимость как актив для инвестирования. Инвестиции, инвестиционная деятельность. Особенности оценки недвижимости как актива для инвестирования.

ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ... 3 ВВЕДЕНИЕ... 8 ГЛАВА 1. НЕДВИЖИМОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ... 12 1.1. Компоненты и жизненный цикл объекта недвижимости... 12 1.1.1. Определение понятия недвижимости...

1 Министерство образования Российской Федерации Воронежский Государственный Архитектурно-Строительный Университет Кафедра организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью Задания для лабораторных

Типовые экзаменационные задачи Задача 1 Четырехзвездочная гостиница в центральной части города приносит годовой чистый операционный доход 1 300 000 руб. Известно, что гостиница 1 (4*) была продана за 8

ВВЕДЕНИЕ В современных условиях оценка рыночной стоимости объектов недвижимости приобретает особую важность. В методических указаниях представлен доходный подход к определению рыночной стоимости объектов

ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» факультет дистанционного образования Магистерская диссертация на тему: «Практическое руководство по экспертизе отчетов об оценке рыночной

2 1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Оценка 1.2.1 Трудоёмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения - 108 час. (3 ЗЕ) из них: лекций 16 час. лабораторных занятий 0

ÃËÀÂÀ 3 Ìåòîäû îöåíêè ýôôåêòèâíîñòè ÊÏ êîììåð åñêèõ ïðîåêòîâ â óñëîâèÿõ îïðåäåëåííîñòè 3.1. Ñîâðåìåííûå ìåòîäû îöåíêè ýôôåêòèâíîñòè êîììåð åñêèõ ïðîåêòîâ При оценке эффективности внедрения коммерческих

Терминология (глоссарий), используемая при подготовке вопросов и задач квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» Термин Аддитивная модель внесения относительных

Определение рыночной стоимости права аренды земельных участков Утверждены Распоряжением Минимущества России от 10 апреля 2003 г. N 1102-р МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРАВА

Теор.основы оценки_рус_3кр_зим_жумабаевам_оц,ст,уиа(2к4 очная) 1. Метаданные теста Автор теста: Жумабаева МырзабикеДостановна Название курса: Теоретические основы оценки Название теста: Теоретические основы

Методика оценки величины годовых рыночных арендных платежей за пользование и владение земельными участками А.В. Григорьев, генеральный директор ООО «РМС-ОЦЕНКА», член Российского общества оценщиков П.А.

Приложение 4 к Протоколу внеочередного общего собрания акционеров АО "Досжан темир жолы (ДТЖ)" от 31 октября 2007 года 3 Н.Маханов МЕТОДИКА определения стоимости акций при их выкупе акционерным обществом

Лекция 12 Оценка стоимости организации (предприятия) 1. Стоимость предприятия: экономическая сущность, виды, составные элементы. 2. Затратный метод определения стоимости предприятия: экономическая сущность

Типовые экзаменационные задачи Задача 1 Затраты на замещение для улучшений без учета износа и устареваний составляют 400 тыс. руб. Срок экономической жизни улучшений составляет 50 лет. Эффективный возраст

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 22 июня 2015 г. 385 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА ОЦЕНКИ "ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ФСО

Лабораторная работа 4 Решение управленческих задач при помощи неспециализированных программных средств 1 Оценка инвестиционных проектов в табличном процессоре MS Excel Цель работы: изучение возможностей

Тема 12. Доходный подход и его методы Сущность подхода, области применения, методы доходного подхода. Прямая капитализация. Определение чистого операционного дохода (потенциальный валовый доход, действительный

Технико экономическое обоснование проекта строительства ночного клуба с рестораном и летней террасой в г. Одесса Содержание 1. Концепция проекта 3 2. Технико-экономические показатели 6 3. Прогноз доходов

7. Материалы по системе промежуточного и итогового тестирования 1. По каким родовым признакам объекты недвижимости отличаются от движимых объектов? а) неподвижность, материальность, долговечность; б) неподвижность,

УТВЕРЖДЕНО Решением Совета НП СРОО «СПО» Протокол 13 от 28.05.2013 г. Изменения и дополнения утверждены Советом НП СРОО «СПО» Протокол 26 от 21.10.2013 г. Методические рекомендации по составлению отчетов

КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «R-Аналитика» БИЗНЕС ПЛАН АВТОМОЙКИ Выпуск 1 НОВОСИБИРСК 2017 Оглавление 1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА... 3 2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ... 4 2.1 Общая характеристика... 4 2.2

АЛЬТ-Инвест Сумм 6.1 Описание проекта ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА Название проекта: Установка локальных модульных котельных без ТН Дата начала проекта 01.01.2016 Срок жизни проекта 15 лет Шаг планирования год Длительность

АЛЬТ-Инвест Сумм 6.1 Описание проекта ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА Название проекта: Установка локальных модульных котельных с ТН Дата начала проекта 01.01.2016 Срок жизни проекта 15 лет Шаг планирования год Длительность

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ (ФСО N 7) 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ "ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ (ФСО N 7)" Утвержден приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.

Обоснование наиболее эффективного объекта недвижимости Анализ наиболее эффективного объекта оценки - является одним из основополагающих принципов оценки недвижимости. Не нужно повторять, что согласно принципу

Экономическая эффективность проекта. Методы оценки эффективности проекта Усманова Т.Х. Москва 2014 Типы решений относительно экономического анализа эффективности намечаемых капиталовложений Расширение

C О Д Е Р Ж А Н И Е РЕЗЮМЕ....................................................... 2 1. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 1.1. Объекты и направления инвестиций................................. 3 1.2. Финансовый анализ и

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости с использованием доходного подхода * С.В. Грибовский заместитель генерального директора СПбГУП «ГУИОН» (г. Санкт-Петербург)

АЛЬТ-Инвест Сумм 6.1 Описание проекта ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА Название проекта: Использования тепла от сбросной воды от Паужеткой ГеоЭС с локальынми ТП Дата начала проекта 01.01.2016 Срок жизни проекта 15 лет

АЛЬТ-Инвест Сумм 6.1 Описание проекта ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА Название проекта: Использования тепла от сбросной воды от Паужеткой ГеоЭС (стальные трубы) Дата начала проекта 01.01.2016 Срок жизни проекта 15 лет

Инвестиционный менеджмент Контрольная работа Исходные данные для выполнения работы: Проект «Экономическая оценка инвестиционного проекта по приобретению минипекарни» Условия реализации проекта: - стоимость

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ... 10 ЧАСТЬ 1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕДВИЖИМОСТИ...13 ГЛАВА 1. НЕДВИЖИМОСТЬ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО... 14 1.1. Базовые понятия и определения экономики...14 1.2. Недвижимость

УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ Начальник отдела инвестиционного моделирования и стратегических исследований - Гужов С.А. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: ПОДБОР СВОБОДНЫХ ПЛОЩАДОК

1 www.waymarket.ru Содержание: 1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА 1.1. Цели проекта 1.2. Расчетный период проекта 1.3. Стоимость реализации проекта 1.4. Источники финансирования проекта 1.5. Показатели эффективности проекта

Оценка имущества, изымаемого в целях организации и проведения Олимпийских зимних игр 2014 года В настоящее время активно идут процедуры, связанные с оценкой объектов, изымаемых в целях организации и проведения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СТБ 52.0.02-07 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Оценка земельных участков как объектов недвижимого имущества Издание официальное Госкомимущество Минск

УТВЕРЖДЕНО Правлением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» Протокол 113 от «18» декабря 2014 года Система стандартизации саморегулируемой

Таблица 1. Инвестиции проекта, руб. ИНВЕСТИЦИИ ПРОЕКТА 1 кв. 2017 2 кв. 2017 3 кв. 2017 ИТОГО Здания и сооружения Строительство инфраструктуры величина платежей (с НДС) 30 000 000 30 000 000 40 000 000

Механизмы формирования цен на объекты загородной недвижимости (дома, земельные участки) Генеральный директор ООО «РМС ОЦЕНКА» Козин Петр Александрович Санкт-Петербург 2013 1 Загородная недвижимость альтернатива

Задание 1 Инвестиции: Контрольная работа Расчет и анализ экономической эффективности вариантов проекта. Первый вариант проекта. Реконструкция здания с последующим размещением в нем делового центра. Второй

Е.И. Тарасевич. ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ Содержание. ПРЕДИСЛОВИЕ ЧАСТЬ 1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕДВИЖИМОСТИ ГЛАВА 1. НЕДВИЖИМОСТЬ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО 1.1. Базовые понятия и определения экономики

2 Тема: Доходный подход к оценке имущества предприятия 1. Рассчитайте денежный поток предприятия, если известно, что: Чистая прибыль 375; Износ 75; Прирост запасов 30; Уменьшение дебиторской задолженности

Демо-версия Бизнес-план торгового центра www.gidmark.ru 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ: РЕЗЮМЕ 1 АНАЛИЗ РЫНКА КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ 1.1 АНАЛИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО СЕГМЕНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Бизнес-

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный лесотехнический университет Кафедра менеджмента и внешнеэкономической

ПРОЕКТ Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО 11)» В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. 135-ФЗ

Практика оценки рыночной стоимости участками под линейными объектами, расположенными вне земель поселений Т.С. Коляденко сертифицированный специалист по оценке недвижимости согласно требованиям Европейских

Уважаемые господа! Ниже представлен примерный перечень и внешний вид таблиц, которые мы создаем в рамках разработки финансовой модели бизнес-плана. Обращаем Ваше внимание, что данный перечень приблизительный,

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Высшая школа управления проектами Проект по дисциплине «Технологии внедрения проектного управления (проектная мастерская)» Разработал слушатель

1 www.waymarket.ru Содержание: 1 Резюме 1.1 Сущность предполагаемого проекта 1.2 Сроки реализации проекта 1.3 Полная стоимость реализации проекта. Ожидаемые источники денежных средств и их структура 1.4

Ильин А.П. Научный руководитель: к.э.н., доцент Булатова В.Б. ОЦЕНКА ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ РЫНОЧНЫМ (СРАВНИТЕЛЬНЫМ) ПОДХОДОМ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Сравнительный (рыночный) подход к оценке недвижимости

20 ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ И СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Внукова Е.М. Государственный университет учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел В статье раскрываются

Руководство пользователю ФМ-ОРГ инструмент организационно-финансового планирования Москва 2018г. Оглавление Назначение... 3 Возможности... 3 Технические требования... 3 Порядок планирования... 3 Состав

ООО «ИРБИС» - ВСЕ ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ! МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З 25 сентября 2014 года N 611 Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Кузина А.В. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет Нижний Новгород, Россия THE MAIN METHODS OF ASSESSMENT OF LAND PROPERTY Kuzina

Тестовые задания 1. Часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, это А) земельный участок Б) земельный фонд В) земля Г) лесной фонд 2. Вексель это А) именное

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся

БИЗНЕС-ПЛАН организации производства по Екатеринбург 2013 Резюме Настоящий проект разработан с целью обоснования экономической и инвестиционной эффективности организации производства по. Согласно результатам

1 www.waymarket.ru Содержание: РЕЗЮМЕ 1 Анализ рынка коммерческой недвижимости 1.1 Анализ строительного сегмента в Российской Федерации 1.2 Исследование рынка коммерческой недвижимости 2 МАРКЕТИНГОВЫЙ

Николай Половинкин (Nikpol) «Определение рыночной стоимости аренды при полном отсутствии рынка аренды» Основные предпосылки для решения этой задачи 1) Объектом оценки в аренде является право пользования.

Как известно, максимальный доход от использования имеющихся ресурсов в рыночной экономике можно получить в кооперации с профессиональными фирмами и подразделениями на заранее оговоренных условиях. Данные условия, представляющие собой совокупность действий, вкладов сторон и сроки регламентируются соглашениями (контрактами).
Инвестиционная деятельность является необходимым условием индивидуального кругооборота средств хозяйствующего субъекта. Инвестиционный контракт представляет собой соглашение между инвестором и другими участниками, определяющее их взаимные права и обязанности по поводу передачи инвестором в распоряжение заказчика материальных и нематериальных ресурсов для организации и обеспечения какой-либо инвестиционной деятельности в интересах инвестора. Из всех видов инвестиционных договоров, как самостоятельный тип договора в Российской Федерации можно выделить инвестиционный договор (контракт) в строительстве.

Инвестиционный контракт в строительстве - это контракт на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости, включая оформление земельных отношений и проведение необходимых проектных, строительных, пусконаладочных и прочих работ, заключаемый на основании решения собственника. Основными субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы и пользователи объектов инвестирования.
Инвестором может выступать любая государственная, смешанная либо частная структура, имеющая достаточное количество средств, либо возможность их привлечь, заинтересованная в реализации проекта строительства (реконструкции) и получении дохода от эксплуатации завершенного строительством объекта недвижимости, либо его продажи на любом этапе выполнения инвестиционного контракта, при условии согласия всех участников.
Собственником земельного участка могут являться: Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования и частные лица. В связи с тем, что значительная часть земельных ресурсов принадлежит государству, на землях которого и реализуется большинство инвестиционно-строительных проектов, наиболее частым видом вклада государства в инвестконтракты является земля, как свободная, так и застроенная объектами недвижимости.
Каждый из участников инвестиционного процесса вносит свой вклад: государство либо частное лицо - земельный участок, инвестор - денежные средства. При этом каждая из сторон рассчитывает получить прибыль от инвестиционной деятельности, которая должна быть соразмерна внесенному вкладу.

Как правило, спорным моментом при подписании инвестконтракта является определение долей участников инвестиционного процесса в виду сложности определения денежного эквивалента стоимости их вкладов, либо, в случае досрочного выхода из проекта одного из участников, права требования на результаты инвестиционного контракта. В отдельных случаях, при досрочном прекращении инвестиционного контракта по инициативе одного из участников, определяется право требования на возмещение ущерба причиненного досрочным прекращением инвестконтракта, как в виде уже понесенных затрат, так и в виде прав требования доли данного участника - упущенной выгоды.
В условиях общей непрозрачности земельного рынка в населенных пунктах, его формирование осуществляется по большей части участием государственных и муниципальных структур в процессах отчуждения земельных участков, наиболее предпочтительным из которых является заключение инвестиционного контракта.

Участие государства в инвестиционных контрактах в строительстве имеет определенную особенность - обязательное условие отсутствия дополнительных денежных выплат со стороны государства - «бездефицитность» инвестиционного проекта для государства. Иными словами, участие государства возможно только тогда, когда стоимость первоначального вклада государства заведомо покроет все необходимые по инвестиционному контракту платежи и, даже в случае возникновения нежелательной рыночной конъюнктуры все дополнительные платежи понесут другие участники. Только в исключительных случаях реализации целевых программ предполагается вложение государственных средств.
Для государства, испытывающего дефицит средств, инвестиционный проект является приемлемым способом решения насущных проблем (в виде получения дохода после реализации инвестконтракта или переуступки права требования, получения в собственность, пропорционально своей доле, реконструированных площадей, объектов нового строительства, выполненных работ и оказанных услуг) за счет передачи в качестве вклада невостребованного или малоиспользуемого актива.
Доля государства при реализации инвестиционного проекта, по сути, остается цифрой не фиксированной. С одной стороны существуют методики расчета этой величины, однако с другой стороны остается некая неопределенность, т.к. по большей части все зависит от параметров проекта застройки.
Как правило, деятельность инвестора-застройщика в г.Москве осуществляется на землях, находящихся в муниципальной или федеральной собственности. И инвестор, согласно установившейся практике, обязан заплатить «долю города (либо государства)» при реализации инвестиционных проектов.

В рыночной экономике, определение цены предложения на любой товар - цены по которой собственник готов провести отчуждение принадлежащего ему имущества (в том числе и участки под застройку) является безусловным правом государства как землевладельца. В этой связи заявления других участников процесса о «кабальных условиях» и «непосильном бремени» являются популистскими и имеют целью оказать давление на чиновников, принимающих решение об установлении начальной цены реализации объекта недвижимого имущества.
В связи со значительными объемами реализации объектов собственности государственные и муниципальные структуры создают различные методики определения цены отчуждения имущества. В соответствии с действующим законодательством, отчуждение государственного имущества может производиться только по рыночной стоимости на конкурсной основе, поэтому все методики, регламентирующие отчуждение имущества, составляются на основе законодательства об оценочной деятельности.
Методики, разработанные московским правительством за последние двенадцать лет, представляют собой четкую нормативно фиксируемую схему определения стоимости доли собственника земельного участка, по характеру передаваемых прав называемых «правом аренды». По своей сути, выплата этой доли представляет собой стоимость права долгосрочной аренды земельного участка под застройку и эксплуатацию определенных объектов недвижимости сроком, как правило, от 25 до 49 лет в виде единовременного платежа. Согласно действующей практике, помимо выплаченного единовременного платежа осуществляются периодические платежи - арендная плата за пользование земельным участком. Этот единовременный платеж является начальной (минимальной) ценой, с которой начинаются торги. При этом, все участники заведомо предупреждены о необходимости внесения годовой арендной платы за пользование земельным участком. Платеж за право аренды земельного участка, при существующем дефиците на землю является ценой покупки первого места в очереди на заключение договора аренды земли. В последнее время, а также при увеличении объемно-пространственных характеристик существующих, реконструируемых, либо вновь возводимых строений, выплаты доли собственника земельного участка определяются на основании методики, определяющей долю города как «плата компенсации инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры». Данная методика является более приближенной к рынку по сравнению с прежними. Единственным недостатком является непрозрачность определения размера и количества корректирующих коэффициентов, способных в разы изменить размер уплачиваемой компенсации.

Предлагаемые федеральным центром (как правило, Росимуществом или МЭРТ) методики регламентируют некоторые расчетные показатели и предписывают выполнение расчетов вклада собственника земельного участка или права требования на долю собственника земли методом предполагаемого использования и находят свое отражение в технических заданиях на определение доли Российской Федерации в инвестиционном проекте.
В результате проведенных исследований можно говорить о средних цифрах величин «доли Российской федерации» в инвестиционных контрактах: по объектам расположенным в ЦАО г. Москвы она составляет в среднем от 30 до 60% площадей, по городу в целом - 25-40%.

«Доля города Москвы» (по инвестиционным контрактам, где собственником земельного участка является г.Москва) составляет 20-50% и считается в целом по городу примерно так: в ЦАО - 50% - инвестору, 50% - собственнику земельного участка; в других административных округах города 70% - инвестору, 30% - собственнику земельного участка.
В каждом конкретном случае, соотношение долей может изменяться в зависимости от наличия обременений, особенностей местоположения, ситуации на рынке. Вопрос о выплате доли города (деньгами или метрами) решается в индивидуальном порядке.
Кроме платы за аренду земли на период проектирования и строительства и, в дальнейшем, эксплуатацию завершенного строительством объекта, согласования исходно-разрешительной документации, подключения к сетям, инвестор должен произвести отчисления на строительство детских садов, школ и т.д.
Существуют некоторые особенности, связанные с бухгалтерским учетом и законодательством при оформлении компенсации городу: инвесторы или оформляют компенсацию городу как дар и платят 24% от этой суммы в качестве налога на прибыль (то есть налоги города по передаваемой доле также оплачивает Инвестор) или пытаются провести эту долю как затраты на строительство.

На практике понятие «доля собственника земельного участка» и понятие «компенсация городу» за существующую социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру смешиваются между собой и выплачиваются как единый платеж в городской бюджет - «доля города». В случае, когда собственником земельного участка является город - проблем не возникает. Однако, в настоящий момент существует около десятка «спорных» инвестиционных контрактов, в рамках которых «федеральная» земля, фактически незаконно, была вовлечена в хозяйственный оборот на инвестиционных условиях по контракту, подписанному г.Москвой и инвесторами без привлечения представителя собственника. Ведется активная работа по согласованию данных инвестиционных контрактов и определяется доля Российской Федерации как собственника земельного участка, либо как владельца прав аренды на земельный участок.
В случае, когда земельный участок находится в собственности коммерческих организаций либо государственных структур, расчет по действующим методикам компенсации затрат на инфраструктуру приводит к двойному счету и обременительной нагрузке на инвестора, снижающей его доходность.

Однако следует отметить, что законодательно порядок реализации инвестиционных проектов в большинстве случаев регламентирован распорядительными документами Правительства Москвы, Правительства Российской Федерации и инвестиционными контрактами, заключенными между инвесторами и ведомствами федерального подчинения без участия города.
Такие инвестиционные контракты не содержат условий, предусматривающих платежи инвестора в бюджет города.
Обязанность инвестора осуществлять какие-либо платежи в пользу города может возникнуть только из гражданско-правовых отношений путем заключения соответствующего договора между Правительством Москвы и инвестором с его согласия. Соответственно положения распорядительных документов Правительства Москвы об определении размера компенсации за существующую социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру не является основанием для взимания указанного платежа.

Практика взимания платежей в бюджет города при реализации инвестиционных проектов в частности по строительству жилья оспаривается федеральными органами власти.
Пункт 6 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации не дает права устанавливать федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом, а платеж городу Москве инвестором при реализации инвестиционных проектов строительства и реконструкции объектов жилого назначения на территории города Москвы данным Кодексом не предусмотрен.
У города Москвы отсутствуют основания также требовать компенсацию на социальную инфраструктуру (школы, больницы и т.д.), поскольку в соответствии с Федеральными законами от 06.10.99 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» и от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование социальной инфраструктуры осуществляется самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации, т.е. в данном случае за счет бюджета города Москвы.
Также, в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления обязан по обращению правообладателей выдавать градостроительный план земельного участка в течение 30 дней без взимания платы, в том числе информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства на указанном земельном участке.

В настоящее время законодательством Российской Федерации установлен только один платеж городу, который может взиматься с правообладателя земельного участка в процессе получения разрешения на строительство. Этим платежом является плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (ст. 48 Градостроительного кодекса). Существует методика, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 07.11.2006 г. № 882-ПП, по которой размер платежей за инфраструктуру по своей экономической сути представляет собой рыночную стоимость земельного участка или часть доходов проекта, а не затраты на подключение. Следовательно данная методика не может быть использована для определения платежа, компенсирующего инженерные затраты города Москвы в инвестиционных проектах с участием недвижимой собственности коммерческих структур либо Российской Федерации.
Одним из документов, на основании которого могут быть определены затраты на освоение и инженерную подготовку территории является «Сборник базовых удельных показателей по стоимости строительства» (БУПс), утвержденный Правительством Москвы 06.06.1997г. за № 595-РЗП. В таблице 2.13 «Базовые удельные показатели стоимости комплексной застройки микрорайонов» сборника приведена структура затрат на строительство микрорайона и отдельно выделены затраты на инженерное оборудование и благоустройство территории в размере до 10,9% от общей суммы затрат по их застройке.
Как отмечается в статье Красноперова О.М. «Учет затрат на создание элементов инженерной инфраструктуры, благоустройство территории и выполнение технических условий по подключению к магистральным инженерным сетям при оценке объектов недвижимости, вовлекаемых в инвестиционную деятельность», БУПс был разработан 10 лет тому назад и за это время претерпела существенные изменения и нормативная база и структура сметной стоимости строительства. Проблема анализа и оценки затрат на инженерное обеспечение объектов строительства неоднократно поднималась в средствах массовой информации, специализированных изданиях, обсуждалась на различных конференциях в период с 2005 года по настоящее время(1).

Авторы и эксперты этих публикаций едины во мнении, что на сегодняшний день подключение к коммуникациям - одна из самых болезненных проблем для девелопера. Как показывает практика, в развитых европейских странах «коммуналка» составляет 10-12 процентов от стоимости строительства. Вместе с тем, статистический анализ данных и результаты исследований, проведенных специалистами ЗАО «ЦНИИПромзданий Экспертиза», показывает, что для условий города Москвы средневзвешенная величина затрат на инженерное обеспечение, определенная на основе обобщения приведенных данных, с учетом допустимых округлений, составляет 17 процентов от величины затрат на строительство объектов основного назначения.
В настоящий момент ведется активная переписка между городскими и федеральными структурами, из которой следует, что при доле площадей Российской Федерации в инвестиционных контрактах не превышающей 30% доля города законодательно должна быть незначительной.

С такими доводами согласно и Правительство Москвы. На основании письма мэру Москвы Ю.М. Лужкову от Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка от 05.10.2007 г., отмечается, что в распорядительных документах Правительства Москвы, регламентирующих строительство, целесообразно обязать, привлеченных федеральными структурами инвесторов осуществить финансирование строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в объеме, обеспечивающем функционирование возводимых на них объектов недвижимости и плату за присоединение к энергетическим сетям.

Таким образом, можно сделать вывод, что при заключении инвестиционного контракта инвестор обязан финансировать, в оговоренном объеме, возведение объекта строительства, а также выплатить (либо передать по факту завершения строительства) долю собственника земельного участка и понести затраты на подключение к инженерным сетям города.
Вся переписка между федеральными и московскими ведомствами, о существовании которой мало что известно в непосвященных кругах, на самом деле поставила точку в продолжительных спорах, об определении доли собственника земельного участка. До настоящего момента существует множество статей, рассказывающих о будто бы имевших место случаях, обязывающих инвестора уплатить долю города и долю государства в размере до 90% от рыночной стоимости будущего объекта.
Однако решение данной проблемы вскрывает новую проблему - обеспечение вновь вводимых объектов инженерной транспортной и социальной инфраструктурой. Мощности инженерных систем города, автодорог, общественного транспорта, должны поддерживаться на достаточном для обеспечения нормального функционирования города уровне и модернизироваться. То же касается обеспеченности услугами коммунальных и аварийных служб, медицинских и образовательных учреждений. В соответствии с действующим законодательством, все эти затраты возлагаются на город. Однако, в Москве и многих других городах, финансирование городского хозяйства и жилищно-коммунальных служб, осуществляющееся из бюджета города, не окупается за счет платежей за потребленные жилищно-коммунальные услуги населением, коммерческими и государственными структурами, не говоря уже о возможности проведения модернизации и получения прибыли обслуживающими организациями. В первую очередь это связано с наличием серьезного расслоения уровня жизни населения и неспособности огромной части населения оплачивать коммунальные услуги, услуги медицинских, образовательных и других учреждений, транспорта по рыночным ценам. Как показывает практика прошедших лет, именно данная часть экономики города «сглаживает» социальное неравенство и последствия экономических потрясений в нашей стране. Учитывая неэластичность спроса на городские услуги и возможность социального взрыва при изменении тарифной политики, город попадает в положение, когда ему не выгодно увеличение плотности застройки территорий, не являющихся собственностью города, то есть территорий, по которым платежи городу как собственнику земельного участка не предусматриваются. Не следует забывать также про еще один важный инструмент, часто используемый населенными пунктами для обеспечения уровня социального и инженерного обслуживания населения - контроль численности населения. Учитывая незаконность института прописок и регистраций, единственными инструментами контроля для города остается поддержание заградительно высокого уровня цен на жилую недвижимость и регулирование плотности застройки территорий. Этот инструмент способен резко уменьшить, соответственно, спрос на новое жилье и предложение жилых помещений. Согласно существующему экономическому положению населенных пунктов, рост населения приводит к росту убытков муниципальных властей и субъектов Федерации.

Таким образом, у города нет правовых инструментов на покрытие расходов, связанных с необходимостью расширения городской инфраструктуры за счет девелопера или собственника земельного участка, и большая часть данных платежей городу не будет возмещена из-за отсутствия грамотной тарифной политики и системы контроля за потребленные услуги, однако проблема компенсации данных затрат остается. Таким образом, существует реальная перспектива для увеличения стоимости эксплуатации объектов недвижимого имущества за счет увеличения тарифов на коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте и социальное обеспечение населения и организаций в ближайшие три - пять лет.

Ефимов И.В.
«Институт экономической экспертизы»