» »

Бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения. Прожиточный минимум в Беларуси: понятие, цифры, сравнение. Для чего нужен минимальный уровень дохода населения

25.03.2024

В Беларуси с 1 ноября вырастет бюджет прожиточного минимума. Он увеличится на 0,3% — до 214,21 рубля. Это предусмотрено постановлением Минтруда от 26 октября 2018 г. № 79. Вслед за БПМ вырастут и единовременные пособия при рождении детей.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В Минтруда уточняют , что размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам (в ценах сентября 2018 этого года) с 1 ноября составят:

  • трудоспособное население - 237 белорусских рублей 21 копейка;
  • пенсионеры - 163 белорусских рубля 93 копейки;
  • студенты - 207 белорусских рублей 30 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет - 139 белорусских рублей 79 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет - 191 белорусский рубль 9 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет - 233 белорусских рубля 56 копеек.

В связи с изменением БПМ с 1 ноября также увеличатся минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, доплаты пенсионерам в возрасте 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и соцзащите. Также изменятся надбавки к пенсиям и повышения пенсий отдельным категориям пенсионеров, пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста и размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Новый размер БПМ будет действовать до конца января 2019 года.

Пропорционально росту БПМ изменятся и размеры некоторых детских пособий. Так, единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составит 2142,1 рубля (сейчас — 2136,7 рубля), а при рождении второго и последующих детей — 2998,94 рубля (сейчас — 2991,38 рубля).

вид пособия размер пособия сумма, рублей
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (ежемесячно) 50% БПМ 107,11

на детей, кроме ребенка-инвалида

50% БПМ 107,11

на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей:

на ребенка-инвалида

70% БПМ 149,95

по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ежемесячное)

с I и II степенью утраты
здоровья
с III и IV степенью утраты
здоровья до исполнения
ребенку возраста 3 лет

с III и IV степенью утраты
здоровья после исполнения
ребенку возраста 3 лет

на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного ВИЧ (ежемесячное) 70% БПМ 149,95

Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, вырастет до 214,21 рубля (сейчас — 213,67 рубля).

В Беларуси бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) в ценах июня текущего года в расчете на месяц составит с 1 августа по 31 октября 2017 года Br197,57. Такое решение содержится в постановлении Министерства труда и социальной защиты от 24 июля 2017 года №32, сообщили в профильном ведомстве.

Новый БПМ повысился на 7,5% по сравнению с нормативом, действующим с 1 мая по 31 июля нынешнего года (Br183,82). Это обусловлено ростом цен на плодоовощную продукцию нового урожая и значительным удельным весом данной статьи расходов в продуктах питания.

В связи с изменением БПМ с 1 августа 2017 года увеличатся минимальные трудовые и социальные пенсии; надбавки, повышения к пенсиям и доплаты лицам в возрасте 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и социальной защите; пособия по уходу за инвалидом I группы либо за человеком, достигшим 80-летнего возраста; а также госпособия на детей: при рождении первого ребенка - 10 БПМ, второго и последующих детей - 14 БПМ; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - 1 БПМ; на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет - 0,5 БПМ; на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (0,5 БПМ, 0,7 БПМ), на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (0,7 БПМ).

В соответствии с постановлением Минтруда и соцзащиты с августа по октябрь нынешнего года БПМ трудоспособного населения равняется Br218,87 (с 1 мая по 31 июля - Br204,35); пенсионеров - Br151,98 (сейчас - Br141,50); студентов - Br192,79 (Br178,66); детей в возрасте до трех лет - Br125,87 (Br119,55); детей в возрасте от трех до шести лет - Br174,9 (Br163,83); детей в возрасте от шести до восемнадцати лет - Br215,5 (Br201,05).

По словам специалистов, БПМ служит нормативом индексации доходов населения, выступает в качестве критерия нуждаемости при определении права граждан на государственную адресную социальную помощь (ГАСП) в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Кроме того, бюджет прожиточного минимума применяется для исчисления других выплат и служит критерием оценки при определении права граждан на некоторые виды социальной поддержки.

Национальным законодательством определена правовая основа понятия прожиточного минимума и его использования. Так, бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы. Прожиточный минимум для основных социально-демографических групп населения состоит из минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (их стоимость определена в размере 77% от стоимости минимального набора продуктов питания).

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2019 года №16 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам на период с 1 мая по 31 июля 2019г. в следующих размерах:

  • в среднем на душу населения – 224 белорусских рубля 02 копейки;
  • для трудоспособного населения – 249 белорусских рублей 98 копеек;
  • для пенсионеров – 171 белорусский рубль 38 копеек;
  • для студентов – 216 белорусских рублей 97 копеек;
  • для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 242 белорусских рубля 90 копеек;
  • для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 197 белорусских рублей 42 копейки;
  • для детей в возрасте до 3 лет – 143 белорусских рубля 09 копеек.

Минимальная заработная плата

Трудовым Кодексом Республики Беларусь предусмотрена система государственных гарантий по оплате труда работников, включающую в себя среди прочих гарантий, величину минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата (месячная и часовая) - это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Размер минимальной заработной платы, порядок его установления и условия повышения определяются законодательством. С 1 января 2018 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. N 1022 размер минимальной заработной платы составляет 305 рублей.

О порядке доплаты до уровня минимальной заработной платы

В связи с неоднократными обращениями юридических и физических лиц о порядке доплаты до уровня минимальной заработной платы (далее – МЗП) управление по труду, занятости и социальной защите Могилевского городского исполнительного комитета поясняет следующее.

Согласно Закону Республики Беларусь "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы" МЗП применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда в организациях любых организационно-правовых форм, в том числе в общественных объединениях, товариществах собственников, гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.

Размер МЗП в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.

Заработная плата, начисленная работнику за работу в нормальных условиях, отработавшему норму продолжительности рабочего времени и выполнившему установленную ему норму труда, не может быть ниже соответствующего размера МЗП.

Месячная МЗП применяется в отношении работников, оплата труда (начисление заработной платы) которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов).

Часовая МЗП применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовой тарифной ставки (оклада), а также работающих в режиме неполного рабочего времени, по совместительству или не отработавших по уважительным причинам (болезнь, отпуск, выполнение государственных, общественных и воинских обязанностей и т.д.) установленную нанимателем норму продолжительности рабочего времени.

В отношении работников, работающих в режиме суммированного учета рабочего времени, исходя из установленного нанимателем порядка начисления им заработной платы, применяется месячная или часовая МЗП.

Определение размера доплаты до МЗП работникам, которым заработная плата начисляется на основе часовых тарифных ставок (окладов), производится путем сравнения суммы начисленной работнику заработной платы за фактически отработанное в расчетном периоде рабочее время с размером МЗП, рассчитанной исходя из часовой МЗП, установленной в соответствии с законодательством, и фактически отработанного рабочего времени.

В данном случае фактически отработанное рабочее время - это отработанное работником время согласно табелю использования рабочего времени (иному документу) без учета времени:

  • работы в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;
  • в течение которого нанимателем не обеспечены нормальные условия труда для выполнения норм труда, в том числе время, в течение которого не выполнены нормы выработки, допущен брак, простой не по вине работника (статья 89 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Если размер начисленной работнику заработной платы окажется ниже размера МЗП, действующего в период, за который производится начисление заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату до ее соответствующего размера. При этом доплата до МЗП производится нанимателем ежемесячно.

Доплата до МЗП не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в том числе без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника и т.д.).

Все выплаты (надбавки, премии, вознаграждения по результатам работы за год, доплаты и др.) в составе начисленной работнику заработной платы, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, включаются в полном объеме в заработок того месяца, на который они приходятся согласно лицевому счету работника.

В составе начисленной работнику заработной платы за расчетный период, применяемой для определения размера доплаты до МЗП, не учитываются следующие выплаты:

1. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

2. Заработная плата, начисленная при невыполнении норм выработки, браке и простое не по вине работника; за работу в день проведения республиканского субботника.

3. Выплаты, не связанные с оплатой труда работников за выполненную работу (материальная помощь, вознаграждение, пособие, стоимость подарков и т.д.), предусмотренные законодательством, локальными нормативными правовыми актами, в том числе:

3.1. к отпуску, юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям, на оздоровление, лечение, отдых, при выходе на пенсию;

3.2. по итогам соревнований, смотров-конкурсов, в том числе связанных с производственной деятельностью, за обеспечение подготовки и проведения фестивалей-ярмарок;

3.3. при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка, инвалидам, многодетным семьям;

3.4. работникам, имеющим детей-инвалидов, находящимся в отпуске по беременности и родам;

3.5. денежная помощь, ежемесячные доплаты к заработной плате молодым специалистам с высшим или средним специальным образованием.

4. Выплаты компенсирующего характера, включая выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе:

4.1. оплата за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, которые отработаны сверх установленной нанимателем нормы продолжительности рабочего времени;

4.2. надбавки и доплаты, установленные за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на территориях радиоактивного загрязнения, подземных работах и т.д.);

4.3. доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы, за разделение рабочего дня на части;

4.4. надбавки (компенсация) за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие), выплачиваемые работникам в соответствии с законодательством;

4.5. за неиспользованный отпуск, на питание, и в том числе предоставляемое бесплатно, на проезд, приобретение методической литературы, предметных журналов и периодических изданий, в связи с переездом на работу в другую местность, по найму жилья.

5. Оплата за неотработанное время, в течение которого законодательством, локальными нормативными правовыми актами предусмотрено сохранение среднего заработка, в том числе за:

5.1. время трудовых и социальных отпусков, свободных от работы дней;

5.2. время выполнения государственных, общественных, воинских обязанностей;

5.3. время нахождения на обследовании или осмотре в медицинских учреждениях, повышении квалификации, стажировке, переподготовке и профессиональной подготовке, сельскохозяйственных и других работах.

6. Все выплаты и расходы, не отражаемые в составе фонда заработной платы, при заполнении форм государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, в том числе:

6.1. выходное пособие (компенсация), выплачиваемое в случаях прекращения трудового договора (контракта);

6.2. пособия и другие выплаты за счет средств государственного социального страхования; страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

6.3. командировочные расходы в пределах и сверх норм, установленных законодательством;

6.4. стоимость выданной форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещение затрат работникам на приобретение и содержание форменной одежды, обмундирования, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

6.5. возмещение вреда, определяемое судом;

6.6. авторские вознаграждения, выплачиваемые по договорам на создание и использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторам открытий, изобретений, промышленных образцов и тому подобное;

6.7. оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, услуг связи, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий, подписки на газеты и журналы для личного пользования, возмещение платы родителей за содержание детей в учреждениях дошкольного образования;

6.8. в связи со смертью близких родственников, стихийным бедствием, пожаром, увечьем, тяжелой болезнью и другими семейными обстоятельствами;

6.9. предоставленные субсидии на строительство (реконструкцию жилых помещений), приобретение жилья, обзаведение домашним хозяйством;

6.10. доходы от участия работников в собственности организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям, акциям и т.д.);

6.11. в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (затрат за использование принадлежащих работникам транспортных средств, оборудования, инструментов и другого имущества для нужд организации);

6.12. страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу работников.

Беларусь многие из нас по праву считают братским РФ государством. Поэтому россиянам хочется быть в курсе, как обстоят социальные, политические, экономические дела у соседей, а заодно и сравнить их положение со своим. В этом материале мы рассмотрим весьма важную характеристику качества жизни в Беларуси - прожиточный минимум. Давайте начнем с определения самого понятия.

Что такое прожиточный минимум?

Бюджетом прожиточного минимума называется та наименьшая денежная сумма, которая нужна ежемесячно гражданину для удовлетворения своих потребностей и поддержания достойного уровня жизни. В каждом государстве установлена своя ее величина. Поэтому Беларуси будет отличаться от французского, российского, чилийского и проч.

Надо сказать, что попытка установления интернациональной такой величины уже предпринималась мировым сообществом. Однако идея выработки общего для всей планеты прожиточного минимума была признана неудачной: в южных странах, к примеру, жители практически не тратятся на обогрев, утепление своих домов, в то время как граждане, существующие в условиях более сурового климата, вкладывают в это немалую часть своего капитала.

Прожиточный минимум в Беларуси в 2017 г.

Перейдем теперь вплотную к братскому государству. Отметим, что по сегодняшнему курсу 1 белорусский рубль равен 29,08 российским рублям.

Если мы посмотрим на начало 2017-го, то увидим, что по сравнению с прошлыми годами прожиточный минимум в Беларуси несколько снизился - на одного гражданина в месяц приходилось 174,52 рубля (ноябрь 2016 - январь 2017). В предыдущий период (август-октябрь 2016 г.) эта величина равнялась 175,5 рублям.

Проследим за дальнейшей историей прожиточного минимума в Беларуси в текущем году:

  • С февраля по апрель минимального бюджета на душу населения равнялась уже 180,1 белорусскому рублю.
  • С мая по июль прожиточный минимум несколько возрос - достиг отметки в 183,82 рубля.
  • В период август-октябрь 2017 года средние цифры данной величины составили 197,57 белорусских рублей.

Величина прожиточного минимума сегодня

23 октября 2017 года Министерство труда соседней республики Постановлением №60 установило новые размеры прожиточного минимума для населения. Это как средние для всех граждан показатели, так и конкретные для основных социальных групп.

Прожиточный минимум в Беларуси - сколько на сегодня? Вот его размеры:

  • Средняя величина на душу населения - 197,81 белорусских рублей. Если мы переведем в российский эквивалент по сегодняшнему курсу, то этого будет 5752,3 рубля.
  • Для трудоспособных граждан - 217,74 белорусских рублей.
  • Для учащихся средних и высших профессиональных учебных заведений - 192,34 белорусских рублей.
  • Для лиц пенсионного возраста - 151,97 белорусских рублей.
  • Для детей 6-16 лет - 216,85 белорусских рублей.
  • Для детей 3-6 лет - 177,4 белорусских рублей.
  • Для малышей с рождения до 3 лет - 128,32 белорусских рублей.

Изменение прожиточного минимума объясняется следующими факторами:

  • Рост цен на хлебопродукты, мясо и изделия из него, молочную продукцию, рыбу.
  • Снижение цен на фрукты и овощи.

А как у нас?

Что касается РФ, то во втором квартале 2017 года средний прожиточный минимум равнялся 10 329 р. (по сегодняшнему курсу это 355,14 белорусских рублей). Рассмотрим частности:

  • Трудоспособное население - 11 163 рубля.
  • Дети - 10 160 рублей.
  • Люди пенсионного возраста - 8 506 рублей.

А, например, в столице в третьем квартале 2017 года равен 16 160 российским рублям в месяц. По категориям населения:

  • Трудоспособные граждане - 18 453 рубля.
  • Пенсионеры - 11 420 рублей.
  • Дети - 13 938 рублей.

Теперь вы в курсе того, каков на сегодня прожиточный минимум в соседней Беларуси. Конечно, сравнивая его величину с российской, мы не можем оценивать и качество жизни, доступное при ежемесячных затратах на эту сумму в двух разных государствах. Ведь наблюдаются иные цены на продукты, коммунальные услуги, предметы быта, бензин и проч.

Понятие "размер прожиточного минимума” в Беларуси дает Закон «О размере прожиточного минимума в Республике Беларусь» от 07.05.2014 года. Также данный нормативный акт является правовым базисом для определения стоимости потребительской корзины.

Что такое и как он рассчитывается

Считается сумма, которая необходима для поддержания полноценного функционирования человеческого организма. Денежная сумма достаточна для приобретения минимального перечня продовольственных, непродовольственных товаров и набора услуг.

Показатель рассчитывается на основании социологических опросов, устанавливается на уровне доходов, которые имеют 10-20 % беднейшего населения или исходит из возможности экономики обеспечивать социальные выплаты (т. е. просто устанавливается максимальный прожиточный минимум, который может обеспечить экономика конкретного государства).

Какой прожиточный минимум в Беларуси

Прожиточный минимум в Беларуси на сегодняшний день определяется актуальным законодательством, вступившим в силу 1 ноября 2016 года. Величина его составляет 174,52 белорусских рубля и соответствует 1 745 200 по старому курсу — до проведения денежной реформы в Беларуси. Сумма была уменьшена по отношению к предыдущему периоду на 98 копеек, что в процентном выражении составило 0,6 %.

В этом году величина прожиточного минимума повышалась уже четыре раза, а вот последнее понижение зафиксировано осенью предыдущего года. Сегодняшняя стоимость минимальной потребительской корзины останется неизменной до конца января будущего года.

Для чего нужен минимальный уровень дохода населения

Планирование минимального уровня дохода населения, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности, требуется для подведения статистики о благосостоянии всех общественных слоев населения государства.

Определение объема бюджета прожиточного минимума используется в дальнейшем для начисления:

    государственной помощи малоимущим семьям;

    минимальных зарплат и социальных выплат;

    денежных обеспечений по выслуге лет.

Прожиточный минимум в Беларуси на сегодняшний день является критерием индексации доходов граждан. Он выступает главным показателем при установлении пособий и адресной помощи. Кроме того, суммой прожиточного минимума и сопоставлением величины с реальными доходами граждан определяются те слои населения, которым необходима социальная поддержка.

Каких показателей коснется последнее снижение прожиточного минимума

Как было сказано выше, прожиточный минимум в Беларуси на сегодняшний день влияет на многие социальные выплаты. Однако по Указу Президента № 726 «О начислении социальных выплат» для назначения размеров этих сумм за основу будет взят тот размер бюджета за последние 2 квартала, который был наивысшим. Так, Министерством труда Республики Беларусь было официально заявлено, что гражданам переживать не стоит, так как снижение стоимостной оценки потребительской корзины не коснется выплат, рассчитываемых из её размера.

и выплаты для различных категорий населения

Каждое государство разрабатывает собственную программу начисления минимальных выплат в зависимости от уровня экономического развития. Однако поступают предложения сделать эту сумму равной для всех стран. Но предложение было отвергнуто по ряду объективных причин.

Одним из мотивов отказа мировых экономик от равного начисления прожиточного минимума стала, например, необходимость обеспечения населения теплом в зимнее время. В государствах с жарким климатом это не имеет смысла, тогда как в северных державах значительная сумма тратится на отопление.

Прожиточный минимум в Беларуси на сегодняшний день составляет такие суммы для разных категорий граждан:

    дети в возрасте до 3 лет — 111 рублей 99 копеек;

    дети в возрасте от 3 до 6 лет — 154 рубля 97 копеек;

    дети в возрасте от 6 до 18 лет — 191 рубль;

    студенты — 169 рублей 72 копеек;

    граждане трудоспособного возраста — 193 рубля 14 копеек;

    граждане пенсионного возраста — 134 рубля 41 копейка.

От стоимости потребительской корзины с наименьшим необходимым перечнем продуктов питания рассчитываются и социальные начисления для основных нуждающихся слоев общества, т. е. выплаты многодетным семьям, детям-инвалидам, нетрудоспособным гражданам, малоимущим и так далее.