» »

Что учитывается на забалансовом счете 21. Забалансовые счета бюджетных учреждений. Как учитывать материальные ценности на хранении

11.02.2024

Если восстановить основное средство нельзя или использовать его экономически не целесообразно, объект списывают с учета из-за морального или физического износа. Учтите: это два разных понятия. Отличия – в .

Казенное учреждение не может распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника (п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ). То есть нужно получить согласие, чтобы списать даже старую мебель. Порядок согласования зависит от того, на базе какого имущества создано учреждение: федерального, регионального или муниципального. О том, как правильно списать непригодные активы, расскажем далее.

Что нужно сделать комиссии

Отличий в порядке списания недоамортизированного объекта и имущества с нулевой остаточной стоимостью нет. Учреждению надо создать постоянно действующую комиссию.

Эта комиссия должна:

На заметку

Акт о списании утверждает руководитель казенного учреждения после того, как согласует решение о списании с ГРБС

  • осмотреть имущество, подлежащее списанию (при этом проверить данные учетно-технической документации);
  • ответить на вопросы: «Целесообразно ли в дальнейшем использовать имущество?», «Можно ли объект восстановить или использовать его отдельные узлы и детали?»;
  • определить причины списания имущества (физический или моральный износ, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, длительное неиспользование для управленческих нужд, нарушение условий содержания или эксплуатации, иные причины);
  • подготовить акт о списании имущества по установленной форме и сформировать пакет документов в соответствии с перечнем, который утвердил ГРБС.

Чем отличаются моральный и физический износ

Понятие Моральный износ Физический износ
Определение Причины обесценивания: аналогичные объекты производят с меньшими затратами, и они становятся дешевле; появляется более современное, высокотехнологичное и производительное оборудование; объекты отстают по своим технико-технологическим показателям от показателей аналогичных основных средств Причины обесценивания – износ деталей: в процессе эксплуатации; от воздействия природных факторов и агрессивных сред; из-за естественных процессов старения
Суть Имущество утрачивает ценность до того, как наступит физический износ. Устаревший объект можно использовать, но для достижения учреждением целей своей деятельности это неэффективно Имущество утрачивает свою ценность в связи с физическим разрушением, материальным изнашиванием

Как оформить акт о списании

В зависимости от вида имущества применяют разные формы акта. Для транспортных средств используют форму № 0504105 , для мягкого и хозяйственного инвентаря – форму № 0504143 , для исключенной из библиотеки литературы (с приложением списка) – форму № 0504144 , для других ОС (кроме транспортных) – форму № 0504104 . Пример заполнения первой страницы акта о списании основного средства – в образце 1. Данные формы содержат графу «Заключение комиссии», где нужно отразить причину списания объекта (итог результатов осмотра) (образец 2). Проводить мероприятия, которые указаны в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т. д.), можно только после его утверждения.

Образец 1. Акт о списании основного средства (стр. 1)

Образец 2. Фрагмент акта о списании основного средства (стр. 2)

Комментарий чиновника

Станислав БЫЧКОВ,
заместитель директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

На основании акта о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, которые используете для учета хранения и движения основных средств:
– в инвентарной карточке учета нефинансовых активов по форме № 0504031 (при выбытии объекта основных средств);
– в инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов по форме № 0504032 (при выбытии группы основных средств).
Это предусмотрено в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н .

Когда имущество отразить на счете 02

Так как правила неоднозначны, перед тем как перевести объект за баланс, узнайте мнение ГРБС на этот счет

Имущество, которое списано с учета, но требует демонтажа, нужно учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение». Такая норма содержится в Инструкции № 157н. Однако она неоднозначна. В пунктах и Инструкции № 157н написано иначе. А именно: отразить в бухучете списание объекта со счета 0 101 00 можно только после утверждения акта (то есть просто решения недостаточно) и разборки, демонтажа и т. д. Противоречие налицо.

Мнения экспертов тоже расходятся. Одни говорят, что положения инструкции нелегитимны, так как противоречат друг другу. Другие заявляют, что применять счет 02 нужно, и вот почему. Если имущество не является активом, его надо учитывать за балансом. Например, автомобиль, пока работал, был активом. Попал в ДТП и, по заключению экспертов, не подлежит восстановлению – уже не актив, но продолжает оставаться объектом собственности. Значит, не дожидаясь утверждения акта на списание, его следует перевести за баланс на счет 02.

Правила ведения учета на забалансовых счетах регламентированы разд. VII Инструкции № 157н. На основании п. 332 - 384 инструкции в статье рассмотрен порядок отражения на забалансовых счетах материальных ценностей и расчетов.

Учет на забалансовых счетах

Правила ведения учета на забалансовых счетах регламентированы разд. VII Инструкции № 157н 1 . На основании п. 332 - 384 инструкции в статье рассмотрен порядок отражения на забалансовых счетах материальных ценностей и расчетов.

Общие положения по ведению учета

На забалансовых счетах учреждения учитываются (п. 332 Инструкции № 157н):

Ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованное имущество, имущество, полученное с правом безвозмездного (бессрочного) пользования, поступившее на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам (централизованному снабжению) и т. п.);

Материальные ценности, учет которых согласно инструкциям № 157н, № 183н 2 предусмотрен вне балансовых счетов:

а) основные средства, стоимостью до 3 000 руб. включительно, введенные в эксплуатацию;

б) периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости;

в) бланки строгой отчетности;

г) имущество, приобретенное в целях награждения (дарения);

д) переходящие награды, призы, кубки;

е) материальные ценности, оплаченные по централизованным закупкам (централизованному снабжению);

ж) специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам);

и) экспериментальные устройства, иные ценности;

к) дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности;

Расчеты и обязательства, ожидающие исполнения.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе, то есть поступление (увеличение) отражается по дебету счета, а выбытие (уменьшение) - по кредиту счета. Двойная запись в части использования забалансовых счетов не применяется (п. 332 Инструкции № 157н).

Для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета.

Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Руководствуясь этим нормативным актом, автономные учреждения осуществляют инвентаризацию имущества и расчетов, отраженных на забалансовых счетах.

Движение по забалансовым счетам, на которых учитываются объекты материальных ценностей, отражается в разд. 3 таблицы «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» ф. 0503768, в Пояснительной записке ф. 0503760. В этом разделе приводится информация в части стоимости имущества, учитываемого на забалансовых счетах:

На начало и конец года;

Поступившего и выбывшего в отчетном году.

Ниже рассмотрим правила учета материальных ценностей, расчетов и обязательств на отдельных забалансовых счетах.

Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»

Объект движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя, учитывается на счете 01. Правила учета имущества по данному счету прописаны в п. 332 Инструкции № 157н.

Руководствуясь нормами, приведенными в этом пункте, рас-смотрим на примере, как учитывается имущество, полученное в пользование.

Учреждение культуры взяло в аренду костюмы для организации праздничного мероприятия. По договору аренды одна сторона (арендодатель) передает другой стороне в возмездное пользование сроком на два месяца пять костюмов. Арендная плата за них составляет 15 000 руб. После праздничных мероприятий костюмы были возвращены арендодателю.

В бухгалтерском учете операции по получению имущества и возврату его арендодателю отражаются следующим образом:

Внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения. Таким оправдательным документом может быть Требование-накладная ф. 0315006.

Аналитический учет по счету 01 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) имущества по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), указанным в акте приемки-передачи (ином документе).

Счет 03 «Бланки строгой отчетности»

Для начала отметим, что инструкции № 157н, № 183н не определяют, что является бланками строгой отчетности. Если принять во внимание положения Приказа Минфина РФ № 173н 3 , в котором даются разъяснения о заполнении Книги учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045), то к бланкам строгой отчетности относятся квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек и вкладышей к ним и т. п. Бланки, находящиеся на хранении в учреждении по условной оценке (1 руб. за 1 бланк), учитываются на этом забалансовом счете (п. 337 Инструкции № 157н). Учетной политикой учреждения может быть установлено правило учета бланков строгой отчетности по стоимости их приобретения. Бухгалтерский учет бланков строгой отчетности должен быть организован в разрезе:

а) ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц;

б) мест хранения.

Выбытие бланков строгой отчетности при их оформлении (выдаче), передаче иному юридическому лицу, ответственному за их оформление (выдачу), а также в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи, принятием решения об их списании (уничтожении), производится на основании Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816), Акта приема-передачи в произвольной форме.

Внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов (Требование-накладная ф. 0315006) путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков строгой отчетности в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности.

Рассмотрим на примере учет бланков строгой отчетности.

На Иванова А. И. как МОЛ возложены обязанности по хранению бланков строгой отчетности - дипломов. По проведении итоговой аттестации студентов Иванов А. И. заполняет бланки дипломов и выдает их аттестованным студентам. На сохранности у Иванова А. И. находилось 500 шт. бланков, из которых было использовано 350 штук. Согласно учетной политике, установленной в учреждении, бланки учитываются в условной единице - 1 руб. за 1 шт.

Корреспонденция счетов по выдаче дипломов будет составлена следующим образом:

Счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов»

В силу п. 97, 180 Инструкции № 183н списание с балансового учета дебиторской задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию, отражается на основании Справки ф. 0504833 по дебету счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» с одновременным отражением списанной задолженности на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». В свою очередь отнесение на уменьшение финансового результата автономного учреждения суммы дебиторской задолженности по расходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию, отражается по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциями с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», также с одновременным списанием указанной суммы на забалансовый счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 181 Инструкции № 183н).

Как правило, нереальной к взысканию признается задолженность, по которой истек срок исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). В отдельных случаях (для отдельных видов требований) срок исковой давности может быть больше или меньше трех лет. Например, срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности равен одному году (п. 2 ст. 181 ГК РФ). Также нереальной к взысканию задолженность может быть признана по решению суда.

Когда задолженность признана нереальной к взысканию, учреждение вправе списать дебиторскую (кредиторскую) задолженность со счетов бухгалтерского учета и отразить ее за балансом. На забалансовом счете 04 такая задолженность учитывается в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) для наблюдения за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников (п. 339 Инструкции № 157н). В случае возобновления процедуры взыскания или поступления средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений такая задолженность списывается с забалансового учета.

Рассмотрим вышесказанное на примере.

Срок исковой давности по дебиторской задолженности (15 760 руб.), числящейся на балансе автономного учреждения по счету 2 206 31 000, истекает 01.11.2011. По приказу руководителя учреждения данная задолженность подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета на основании оправдательных документов о признании должника неплатежеспособным.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 183н будут сделаны следующие записи:

Предположим, что дебитор в феврале 2012 года вернул денежные средства, перечисленные ему ранее в качестве аванса по договору поставки оборудования. В этом случае восстановление суммы дебиторской задолженности на счета бухгалтерского учета будет выглядеть следующим образом:

Аналитический учет по счету 04 ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.

Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности»

Применение данного счета актуально для образовательных автономных учреждений. Согласно положениям п. 343 Инструкции № 157н задолженность учащихся и (или) студентов за невозвращенное ими обмундирование, белье, инструменты и иное имущество принимается к учету в размере подлежащих возмещению сумм расходов учреждения, необходимых для восстановления (приобретения) аналогичного имущества и отражается по счету 06. Аналитический учет по счету 06 ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе видов поступлений по каждому учащемуся, студенту, виду материальных ценностей (п. 344 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 110 Инструкции № 157н для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненных ущербов имуществу автономного учреждения и операций, изменяющих указанные расчеты, применяется счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имущества». Является ли сумма задолженности учащихся и студентов недостачей, ущербом, нанесенным имуществу учреждения? В экономических словарях недостачей называют неполное наличие материальных и денежных средств, выявленное в результате контроля, ревизии. Сумма задолженности может быть выявлена не только во время проведения контрольных мероприятий. Однако невозвращение материальных ценностей учащимися и студентами фактически является недостачей. В связи с этим возникает ряд вопросов:

1. Нужно ли отражать задолженность учащихся и студентов одновременно на счетах 0 209 00 000 и 06?

2. Предполагает ли Инструкция № 157н применение счета 06 только в случае, если материальные ценности, которые были переданы студентам, учащимся, в бухгалтерском учете отражаются в условной оценке и учитываются за балансом учреждения?

По нашему мнению, порядок отражения в учете задолженности учащихся и студентов по невозвращенным материальным ценностям следует прописать в учетной политике. Например, таким образом: задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности отражается в стоимостном размере на забалансовом счете 06. Далее в течение трех месяцев учреждение должно принять все возможные меры для возврата данных материальных ценностей. Если по истечении этого времени задолженность не будет погашена студентом, учащимся, ее следует отразить также на счете 0 209 00 000.

Счет 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»

Переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые от них для награждения команд-победителей, а также материальные ценности, приобретаемые в целях награждения (дарения), в том числе ценные подарки и сувениры, учитываются на забалансовом счете 07 в течение всего периода их нахождения в учреждении (п. 345 Инструкции № 157н).

Переходящие награды, призы, кубки учитываются в условной оценке: один предмет, один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения.

Приведем пример отражения операций по приобретению и выдаче призов и ценных подарков.

Автономное учреждение культуры и спорта приобрело за счет субсидий ценные подарки для вручения победителям соревнований. Стоимость ценных подарков - 18 000 руб. По итогам соревнований подарки были вручены спортсменам, занявшим первое, второе и третье места.

В бухгалтерском учете операции по приобретению и вручению ценных подарков будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма,
руб
.

Отражены расходы по приобретению ценных подарков

Одновременно стоимость подарков отражена за балансом

Произведена оплата материальных ценностей, приобретаемых для дарения

Списаны с забалансового счета подарки, врученные спортсменам, занявшим призовые места

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения, по каждому предмету имущества.

Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»

Учет таких материальных ценностей, как запчасти к транспортным средствам, выданные взамен изношенных, в целях контроля за их использованием осуществляется на счете 09 (п. 349 Инструкции № 157н). Перечень материальных ценностей, учитываемых на этом забалансовом счете, устанавливается учетной политикой учреждения. Например, в ней может быть прописано, что двигатели, аккумуляторы и шины, выданные взамен изношенных, учитываются на забалансовом счете 09. На каждую автомашину требуется два комплекта шин, используемых по сезонности (летний и зимний), поэтому к забалансовому счету 09 может быть введена аналитика, которая закрепляется в учетной политике. Учет запасных частей по стоимости их приобретения или в условной оценке также зависит от того, что будет прописано в учетной политике.

Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.

Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающего их замену. Заметим, что каждая автомобильная шина имеет нормативный пробег, при достижении которого она должна быть списана. Также шины списываются, если имеются неисправности и условия, при которых в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств. Согласно п. 5.1 данного документа к таким случаям относится превышение норматива остаточной высоты рисунка протектора (для легковых автомобилей - менее 1,6 мм, для грузовых автомобилей - 1 мм, для автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм).

Относительно срока службы аккумулятора Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 361, гласят: нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) принимается равным:

Четырем годам - при среднегодовом пробеге транспортного средства до 40 тыс. км включительно;

Трем годам - при среднегодовом пробеге транспортного средства более 40 тыс. км.

По истечении нормативного срока службы аккумуляторная батарея может быть заменена на новую.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству (п. 350 Инструкция № 157н).

Учетной политикой автономного учреждения предусмотрена организация учета шин, выданных в пользование, на забалансовом счете 09 по стоимости их приобретения. К нему введена аналитика в разрезе транспортных средств. На автомобиле ГАЗ-3110 (госномер Т 193 СС) числятся зимний и летний комплект шин, аккумулятор. Стоимость летнего комплекта шин составляет 17 000 руб., стоимость зимнего комплекта шин - 21 000 руб., стоимость аккумулятора - 3 500 руб. Летние шины по причине продолжительной эксплуатации, которая привела к стиранию протектора сверх допустимой нормы, не подлежат дальнейшему использованию, в связи с чем списаны с учета на основании Акта на списание материальных запасов ф. 0504230. Учреждением приобретены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, новые шины стоимостью 18 000 руб., по наступлении сезона они выданы водителю в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете операции по учету запасных частей будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

За автомобилем ГАЗ-3110 (госномер Т 193 СС) закреплены следующие запасные части:

аккумулятор

комплект летних шин

комплект зимних шин

Списаны с учета летние шины по причине невозможности их дальнейшей эксплуатации

Принят к учету комплект летней резины, приобретенной на автомобиль ГАЗ-3110 (госномер Т 193 СС)

Произведена оплата шин поставщику

При наступлении летнего сезона выданы шины в пользование на основании требования-накладной

Одновременно отражен на забалансовом учете выданный в эксплуатацию комплект новой летней резины

Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств»

Согласно п. 351 Инструкции № 157н на счете 10 учитывается имущество, за исключением денежных средств, полученное учреждением в качестве обеспечения обязательств (залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, иные обеспечения). Принятие к забалансовому учету такого имущества осуществляется на основании оправдательных первичных документов в сумме обязательства, в обеспечение которого получено имущество. При исполнении обеспечения, исполнения обязательства, в отношении которого было получено обеспечение, суммы обеспечений списываются с забалансового счета. Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества, его количеству, местам его хранения (п. 353 Инструкции № 157н).

В целях организации контроля за закупками, осуществляемыми автономными учреждениями, разработан и принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223 ФЗ), вступающий в силу 01.01.2012 и устанавливающий общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями. В соответствии с п. 1 Закона № 223 ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223 ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положением о закупках, принятым и разработанным в соответствии с положениями Закона № 223 ФЗ.

Положение о закупках применяется для обеспечения целевого и эффективного расходования денежных средств заказчика (автономного учреждения), а также получения экономически обоснованных затрат и предотвращения возможных злоупотреблений со стороны закупающих сотрудников. Этим документом регламентируется закупочная деятельность заказчика (автономного учреждения) и он должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 4 ст. 8 Закона № 223 ФЗ, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223 ФЗ (в течение января, февраля и марта 2011 года) заказчик (автономное учреждение) (за исключением заказчиков, указанных в ч. 5 - 8 ст. 8 Закона № 223 ФЗ) не разместил на официальном сайте свое положение о закупке, то при закупке он руководствуется положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» до дня размещения утвержденного положения о закупке.

В целях создания гарантий в случае наличия недобросовестных участников торгов (конкурса, аукциона, электронных торгов или иных способов размещения заказа, установленных положением о закупках) автономное учреждение в положении о закупке может предусмотреть обеспечение заявки на участие в торгах, проводимых учреждением в целях закупки товаров, работ, услуг, либо обеспечение произведенных работ, оказанных услуг, поставленных товаров в период их гарантийного срока. В случае если в положении о закупке устанавливается условие об обеспечении заявки, или при выполненных условиях договора следует указать и порядок (в том числе) сроки возврата обеспечения. Например, в положении о закупках может быть прописано, что обеспечение заявки на торги возвращается участникам (в том числе участнику, признанному победителем) в течение 10 календарных дней с момента заключения договора с победителем. Обеспечение может быть в денежной форме либо в виде обеспечения обязательства (залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, иные обеспечения) (п. 351 Инструкции № 157н).

Для учета обеспечения, выраженного в неденежной форме, применятся забалансовый счет 10. Напомним, что денежные средства, поступившие в учреждение в качестве обеспечения, учитываются на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» (п. 163 Инструкции № 183н).

Счет 21 «Основные средства стоимостью

до 3000 рублей включительно в эксплуатации»

Учет находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, осуществляется на забалансовом счете 21 (п. 373 Инструкции № 157н).

Объекты основных средств принимаются к учету на основании первичного документа, подтверждающего ввод объекта в эксплуатацию в условной оценке: один объект, один рубль, в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка - по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.

Внутреннее перемещение объектов основных средств в учреждении отражается по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения. Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения об их списании (уничтожении), производится на основании акта (Акта приема-передачи, Акта о списании) по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 374 Инструкции № 157н). Рассмотрим на примере забалансовый учет имущества стоимостью до 3 000 руб.

Учетной политикой учреждения установлено, что забалансовый учет основных средств стоимостью до 3 000 руб. на счете 21 осуществляется по балансовой стоимости имущества. В учреждении в эксплуатацию передается чайник, балансовая стоимость которого - 2 200 руб. Чайник был приобретен за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете передача чайника в эксплуатацию будет отражена следующими бухгалтерскими записями:

Предположим, что, проработав какое-то время, чайник сгорел и вышел из эксплуатации. На основании Акта о списании чайник будет списан. В бухгалтерском учете данная операция будет отражена по кредиту счета 21.

_____________________________________

  1. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), ор-ганов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
  2. Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтер-ского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».
  3. Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Следует ли учитывать на забалансовом счете предметы, входящие в основной фонд школьного музея? Учитываются ли сертификат ключа подписи и абонемент ИТС на программу «1С» на забалансовом счете ? Отражаются ли на забалансовом счете объекты недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей? В какой момент задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете ? Могут ли стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемые на забалансовом счете 21, включаться в состав особо ценного движимого имущества? Если да, то следует ли согласовывать списание таких объектов с учредителем? Необходимо ли по завершении года совершать операции по заключению показателей на забалансовых счетах 17 и 18 с отражением минусовых значений? Вправе ли учреждения вводить дополнительные ?

Следует ли учитывать на забалансовом счете 01 предметы, входящие в основной фонд школьного музея?

Поскольку такие предметы не отражаются на балансе учреждения, для обеспечения их сохранности целесообразно вести их учет на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование».

Обоснование. Согласно последним изменениям, внесенным Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н в п. 333 Инструкции № 157н , помимо объектов движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное и возмездное (кроме финансовой аренды) пользование, на забалансовом счете следует отражать объекты, которые в соответствии с законодательством РФ, не подлежат учету на балансе учреждения (в частности, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ).

В силу положений ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» отражение музейных предметов и коллекций на балансе музея (в нашем случае речь идет о школьном музее) не допускается. Учет таких объектов осуществляется с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и иную информацию. В школьном музее для учета и научного описания музейных предметов ведется инвентарная книга.

С учетом новшеств, введенных в п. 333 Инструкции № 157н, а также в целях контроля за сохранностью и движением предметов, составляющих фонд школьного музея, по мнению автора, целесообразно вести учет таких объектов на забалансовом счете .

Учитываются ли сертификат ключа подписи и абонемент ИТС на программу «1С» на забалансовом счете 01?

Отражаются ли на забалансовом счете 01 объекты недвижимости до регистрации на них права оперативного управления?

Да, такие объекты следует отражать на забалансовом счете .

Обоснование. Принятие к учету в состав основных средств объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых счетах (а именно на счете 0 106 00 000) отражается сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов.

Одновременно с этим информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах (п. 3, 332 Инструкции № 157н).

С учетом изложенного объекты недвижимости, находящиеся у учреждения в пользовании до регистрации, следует отражать на забалансовом счете . При этом отметим, что эксплуатационные расходы учреждения, связанные с содержанием указанных объектов в период прохождения государственной регистрации вещных прав, признаются расходами учреждения текущего финансового года. Данный вывод подтверждают письма Минфина РФ от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 02.08.2016 № 02-06-10/45225, от 14.10.2015 № 02-07-10/58921, от 17.07.2015 № 02-07-10/41190.

На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей?

Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом (накладными, товарными чеками и т. п.). Перечень документов, используемых для оформления списания врученных ценностей, устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики. В качестве таких документов могут выступать акт вручения, приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, протокол с приложением списка награждаемых лиц.

Обоснование . В соответствии с п. 345 Инструкции № 157н забалансовый счет предназначен для учета призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров. Призы, знамена, кубки учитываются на забалансовом счете в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.

Награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке: один предмет – один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, отражаются по стоимости их приобретения.

Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом:

1) накладными, подтверждающими поставку материальных ценностей;

2) товарными чеками, приложенными подотчетными лицами к авансовому отчету, в случае покупки сувениров, наград, призов за наличный расчет.

Перечисленные документы являются достаточным основанием для принятия к учету материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) в данном случае не требуется (Письмо Минфина РФ от 07.12.2016 № 02-07-10/72795).

Врученные награды, призы и сувениры, подлежат списанию с забалансового счета . Операции по списанию должны быть оформлены соответствующими первичными документами.

Напомним, что требования к первичным учетным документам, оформляющим хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни), в которых участвуют организации государственного сектора, определены Инструкцией № 157н. Так, согласно п. 7 данной инструкции первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а в случае применения документов, формы по которым не унифицированы, должны содержать все обязательные реквизиты. Самостоятельно разработанные формы документов устанавливаются учреждениями в рамках учетной политики.

Унифицированные формы документов, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Поскольку данным нормативным актом не установлена унифицированная форма первичного учетного документа для оформления вручения наград, сувениров и призов, порядок осуществления названных операций, в том числе их документальное оформление, должен быть регламентирован актами учреждения при формировании учетной политики. Такие разъяснения приводятся в Письме Минфина РФ от 22.07.2015 № 02-06-10/42173. Кроме того, в письме уточняется, что в качестве первичного документа, подтверждающего вручение наград, сувениров, призов в рамках официальных мероприятий, может выступать акт вручения, форма которого установлена в учетной политике с соблюдением обязательных требований по составу реквизитов. При этом Минфин обращает внимание: ввиду публичности проведения таких мероприятий либо существующих обычаев протокола подписание документов о вручении награжденными лицами не предусматривается.

В Письме Минфина РФ от 04.10.2013 № 02-05-10/41316 также подтверждается вышеизложенная позиция. Специалисты финансового ведомства указывают на то, что порядок оформления списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики. По их мнению, в качестве таких документов могут выступать в том числе приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, и протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы, подарки.

В какой момент задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается на забалансовом счете 04?

В момент принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о списании такой задолженности с балансового учета.

Обоснование. В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н забалансовый счет «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения. Положения указанного пункта приведены с учетом последних изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н (далее – Приказ № 16н).

До внесения изменений на забалансовый счет задолженность неплатежеспособных дебиторов принималась к учету с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения.

Таким образом, теперь момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса учреждение устанавливает самостоятельно. Для этого комиссия по поступлению и выбытию активов выносит соответствующее решение. То есть теперь учреждению необязательно ждать истечения срока исковой давности или, к примеру, вынесения решения суда о признании задолженности несостоятельной для того, чтобы списать просроченную дебиторскую задолженность с баланса.

Также стоит отметить, что принятие к учету на забалансовый счет списанной с баланса задолженности неплатежеспособных дебиторов осуществляется при наличии оснований для возобновления процедуры ее взыскания. Если же такие основания отсутствуют, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается. Данное уточнение было добавлено Приказом № 16н в п. 339 Инструкции № 157н.

На основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ, задолженность подлежит списанию с забалансового счета .

Могут ли основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемые на забалансовом счете 21, включаться в состав особо ценного движимого имущества? Если да, то следует ли согласовывать списание таких объектов с учредителем?

Перечень особо ценного движимого имущества бюджетного (автономного) учреждения утверждается его учредителем. При составлении таких перечней учитывается не только стоимость объектов имущества, но и их значимость. К примеру, в перечень особо ценного имущества включаются объекты, без которых осуществление бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено. При этом не имеет значения стоимость таких объектов.

При отнесении отдельных основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно в состав особо ценного движимого имущества списание таких объектов подлежит согласованию с учредителем.

Обоснование. В соответствии с п. 373 Инструкции № 157н забалансовый счет 21 предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее – Порядок № 538).

В силу п. 2, 3 указанного порядка перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. В отношении автономных учреждений перечни особо ценного движимого имущества определяются:

а) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

в) в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

При определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества (п. 4 Порядка № 538):

1) движимое имущество, которого:

  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений – от 200 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – от 50 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – от 50 000 до 200 000 руб.;

2) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

С учетом вышеизложенного основные средства стоимостью до 3 000 руб. могут быть включены в состав особо ценного движимого имущества не по критерию стоимости объектов, а по критерию значимости для ведения основных видов деятельности учреждения.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное (автономное) учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Исходя из этого, а также с учетом особенностей списания федерального имущества, установленных Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, бюджетному (автономному) учреждению необходимо согласовывать с учредителем списание с забалансового счета 21 основных средств, которые относятся к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением учредителем или приобретенному за счет средств, выделенных учредителем.

Необходимо ли по завершении года совершать операции по заключению показателей на забалансовых счетах 17 и 18 с отражением минусовых значений?

Нет, не нужно.

Обоснование. Порядок применения забалансовых счетов 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» определен соответственно п. 365 и 367 Инструкции № 157н.

Забалансовый счет 17 открывается к счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Кроме того, указанный счет предназначен для учета учреждением, получателем бюджетных средств операций по поступлению на его банковские счета бюджетных средств (их возвратов), предоставленных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета и для учета учреждениями операций по возврату дебиторской задолженности по расходам (поступлениям от восстановления расходов) прошлых лет.

Забалансовый счет 18 открывается также к счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000, 0 304 06 000 (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств, а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по забалансовым счетам 17 и 18 на следующий финансовый год не переносятся.

До внесения в п. 365, 367 Инструкции № 157н изменений Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н необходимо было в конце года осуществлять операции по заключению показателей по забалансовым счетам 17 и 18 со знаком минус.

С принятием изменений такие положения исключены. Следовательно, теперь заключительные операции по указанным счетам не производятся.

Вправе ли учреждения вводить дополнительные забалансовые счета?

Да, такое право прописано в п. 332 Инструкции № 157н.

Обоснование. Согласно п. 332 Инструкции № 157н учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.

Дополнительные забалансовые счета могут быть введены, к примеру, для учета:

    топливных карт;

    периодической литературы, приобретаемой не для пополнения библиотечного фонда, например, различных бухгалтерских журналов (напомним, что для учета библиотечной периодики Инструкцией № 157н отведен забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования»);

    материальных запасов, переданных на хранение (напомним, что Инструкцией № 157н установлен забалансовый счет только для учета материальных запасов, принятых на хранение).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

В отечественной деловой практике еще доминирует убеждение, что учреждения - это организации, так или иначе связанные с государством, финансируемые за счет бюджетных средств и имеющие в основном социальное значение для общества в целом. Однако в последнее время крупные коммерческие корпорации создают учреждения (здравоохранения, образования, культуры) с негласной, но очевидной целью оптимизировать свою деятельность. Как правило, такие учреждения наделяются специальным имуществом, статус которого определен как «на праве оперативного управления». Попытаемся систематизировать особенности учета операций, связанных с имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждений, осуществляющих как уставную, так и коммерческую деятельность.

Предыстория

И значально «оперативное управление» не называлось правом и в него вкладывался несколько иной смысл.

Обратимся к истории вопроса. Ранее право оперативного управления было закреплено в статье 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года (далее - Основы гражданского законодательства СССР) и в статье 93.1 ГК РСФСР 1964 года. В дальнейшем оно было преобразовано в «право полного хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость). Это разделение было, в частности, закреплено в статье 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и в статьях 47 и 48 Основ гражданского законодательства СССР.

В пореформенное время (с 1994 г.) в ГК РФ субъектами права оперативного управления названы учреждения и государственные предприятия (ст. 296 ГК РФ). Определяющее значение для понимания сути, смысла и особенностей налогообложения операций с имуществом, находящимся в оперативном управлении, имеет статья 299 ГК РФ.

Фрагмент документа

Пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса РФ

«... Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения...».

Таким образом, оперативное управление является своеобразным «пережитком прошлого», плохо вписывающимся в рыночные отношения. Более того, разница в статусах имущества, находящегося в оперативном управлении и/или хозяйственном ведении, стала вообще неопределенной: и некоммерческие организации, и государственные предприятия могут осуществлять коммерческие (то есть приносящие доход) операции, подпадающие под действие налогового законодательства. Подобная неопределенность крайне усложняет учет и налогообложение операций с имуществом в учреждениях, осуществляющих его оперативное управление, что усугубляется еще и недостаточной урегулированностью таких операций в налоговом законодательстве.

Деятельность учреждений

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность , являются Гражданский кодекс и Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Отметим, что и ГК РФ, и Закон № 7-ФЗ в качестве непременного условия существования учреждения называют осуществление им некоммерческой деятельности. Тем не менее некоммерческие организации могут вести и деятельность, приносящую доход, но лишь в рамках достижения целей своего создания. Как правило, считается, что коммерческая деятельность не должна быть основным источником дохода учреждения. Если следовать контексту Закона № 7-ФЗ, то учреждение, которое не будет осуществлять основную (некоммерческую) деятельность, может быть ликвидировано в связи с несоответствием фактической деятельности статусу НКО. Однако на практике частные учреждения, действующие в сферах здравоохранения (а также культуры, физической культуры и спорта, образования), до 100% своего объема финансирования могут получать от приносящей доход деятельности.

Учредитель может наделить учреждение имуществом, закрепив за ним право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), при этом сохраняя право собственности за собой, что дает ему возможность изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним либо приобретенным за счет средств целевого финансирования, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Более того, право распоряжения указанным имуществом в течение всего срока оперативного управления принадлежит собственнику имущества (учредителю оперативного управления).

Остановимся подробнее на особенностях учета прав на результаты использования имущества, закрепленного за учреждением на правах оперативного управления.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются отдельно. Означает ли это, что если, к примеру, учреждение здравоохранения получило доход от платной медицинской деятельности и приобрело новые основные средства, то оно может ими распорядиться по своему усмотрению? В том-то и дело, что нет: доход учреждения, полученный в результате предпринимательской деятельности с использованием имущества, находящегося у него на правах оперативного управления, становится собственностью учредителя, как и новое имущество, приобретенное за счет такого дохода, при этом учреждение будет осуществлять оперативное управление им.

Именно по этой причине в тех случаях, когда собственник (учредитель оперативного управления) принимает решение об изъятии имущества или его перераспределении, возникают неочевидные налоговые последствия для обеих сторон (как учредителя, так и учреждения).

Операции по передаче имущества

Передавать имущество, изымать его обратно и получать доходы от учреждения собственник может несколькими способами.

Вариант 1

В соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ учредитель оперативного управления вправе передать и при необходимости изъять имущество учреждения по собственной инициативе, если оно не используется им, используется не по назначению, является излишним или при реорганизации учреждения.

В перечисленных ситуациях порядок бухгалтерского и/или налогового учета определен лишь в отношении имущества, ранее переданного собственником учреждению. Что же касается имущества, приобретенного в процессе деятельности учреждения, то этот вопрос нормами права (как гражданского, так и налогового) до настоящего времени не урегулирован.

Вариант 2

В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждение передает имущество, полученное им в результате осуществления деятельности, приносящей доход, собственнику. Может показаться, что такая сделка имеет признаки дарения. Однако на наш взгляд, передача имущества, заработанного учреждением в рамках коммерческой деятельности, собственнику не является дарением, поскольку право собственности на такое имущество не переходит от одного лица к другому: имущество принадлежит учредителю управления с момента его приобретения, хотя и находится в оперативном управлении у учреждения. Описанную ситуацию мы рассматриваем как неурегулированную с точки зрения налогового законодательства и потенциально приводящую к негативным для учредителя налоговым последствиям.

Круговорот имущества: порядок учета

Учреждение признается налогоплательщиком (п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно, при операциях, связанных с перемещением имущества, чаще всего ОС, при определенных условиях могут возникать налоговые обязательства. Для того чтобы определить их статус и объем, рассмотрим более подробно то, как эти операции отражаются в учете (с точки зрения обложения налогом на прибыль).

Передача имущества

Срок оперативного управления отсчитывается с даты фактической передачи имущества наделяемой организации. Права на полученное некоммерческими организациями недвижимое имущество требуют госрегистрации в сроки и в порядке, которые определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. При этом, как правило, в учете передающей стороны данная операция отражается как «операция по формированию актива», принимающей - как задолженность перед учредителем управления с одной стороны и признанием стоимости актива с другой.

В учете учредителя операция отражается проводками:

  • Дебет 01 Кредит 01;
  • Дебет 02 Кредит 01;
  • Дебет 76 (58) Кредит 01.

Учреждение отражает операцию проводкой:

  • Дебет 08 Кредит 76.

Эксплуатация ОС

Рассмотрим порядок учета отдельных операций, связанных с эксплуатацией имущества в оперативном управлении.

Амортизация или износ?

Утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н (ред. 27.11.2006 г.) ПБУ 6/01 «Учет основных средств» устанавливает, что по объектам ОС некоммерческих организаций вместо амортизации ежемесячно исключительно линейным способом начисляется износ. Эти операции учитываются на забалансовом счете 010.

Однако, по нашему мнению, не стоит буквально воспринимать эту норму ПБУ 6/01. Дело в том, что в ряде случаев учреждениям все-таки следует начислять амортизацию.

Итак, если некоммерческая организация ведет исключительно уставную деятельность, не приносящую доход, то начисление износа - это единственный способ определить остаточную стоимость имущества (в том числе для целей формирования базы по налогу на имущество). Но если учреждение оказывает и платные услуги, с использованием имущества, находящегося в оперативном управлении, то ситуация становится неопределенной по нескольким причинам:

  • соответствующая норма ПБУ 6/01 не является бесспорной, так как аналогичная формула пункта 48 приказа Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 26.03.2007 г.) признана недействующей решением ВС РФ от 23.08.2000 г. № ГКПИ 00-645. Поскольку редакция приказа № 34н приходится на более позднюю дату по сравнению с приказом № 26н, который в последний раз редактировался в ноябре 2006 года, при прочих равных условиях и наличии противоречий следует пользоваться нормами «позднего» приказа;
  • в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации для целей налогового учета «…имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности ».

Таким образом, буквальное толкование данной нормы ПБУ 6/01 требует одновременного соблюдения двух условий: целевое поступление и осуществление некоммерческой (не приносящей доход) деятельности .

В этой связи по каждому объекту следовало бы определять пропорцию, в которой он используется в уставной некоммерческой деятельности и в деятельности, направленной на получение дохода. Это процентное соотношение, по нашему мнению, нужно использовать при начислении амортизации и/или износа , поскольку по такому объекту правильнее было бы ежемесячно формировать и сумму износа (кредит счета 010), и сумму амортизации (кредит счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат).

Отдельно отметим, что согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 НК РФ исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. Необходимо уточнить, что эта норма налогового законодательства не может быть применена к отношениям с имуществом, находящимся в оперативном управлении либо приобретенным учреждением в процессе осуществления деятельности.

Закон № 7-ФЗ обязывает некоммерческие организации вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью и с использованием средств целевого финансирования. Доходы и прибыль, полученные от осуществления коммерческой деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Покупка нового ОС

Теперь рассмотрим ситуацию, когда некоммерческая организация приобретает объект за счет дохода, полученного в рамках коммерческой деятельности. Казалось бы, такой объект должен учитываться по общеустановленным правилам: амортизироваться и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Однако не все так просто.

Следуя п. 2 ст. 299 ГК РФ, данные операции учреждение отражает в учете проводками:

  • Дебет 60 Кредит 51 - произведена оплата поставщику;
  • Дебет 08 Кредит 60 - получен актив;
  • Дебет 01 Кредит 08 - актив признан в составе объектов ОС;
  • Дебет 84 Кредит 83 - на отдельном субсчете к счету 84 учтено расходование прибыли на приобретение ОС.

Разъясним причину формирования последней записи. Она произведена именно на основании п. 2 ст. 299 ГК РФ. То есть при прекращении оперативного управления такое имущество должно быть передано учредителю.

Система начисления износа и амортизации в бухгалтерском учете в данном случае может быть произведена по уже рассмотренной выше схеме, а именно: износ начисляется по объектам, используемым в уставной некоммерческой деятельности, амортизации - при ведении учреждением деятельности, приносящей доход, с использованием такого имущества.

Возвращение имущества

Остановимся на особенностях учета выбытия ОС из оперативного управления.

Ситуация 1. Прекращение оперативного управления по распоряжению учредителя с требованием обратной передачи имущества.

Допустим, в период нахождения имущества в оперативном управлении начислялся износ на забалансовом счете 010 или в случаях, описанных выше, - амортизация, величина которой аккумулирована по кредиту счета 02. Рассмотрим схему проводок, которыми будут сопровождаться операции по передаче.

В учете организации-учредителя:

  • Дебет 01 Кредит 76 - на стоимость имущества;
  • Дебет 76 Кредит 02 - на сумму амортизации и сумму износа по счету 010;
  • Дебет 91.2 Кредит 76 - на сумму амортизации и сумму износа по счету 010 (расходы, не принимаемые в НУ);
  • Дебет 99 Кредит 91.9 - убыток учредителя, признаваемый для целей БУ;
  • Дебет 99 Кредит

Записи в учете учреждения:

  • Дебет 02 Кредит
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 76 Кредит 83 - на сумму амортизации;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Ситуация 2. Передача имущества, приобретенного за счет средств целевого финансирования , в учете учредителя отражается проводками:

  • Дебет 08 Кредит
  • Дебет 01 Кредит
  • Дебет 91.2 Кредит 02 - на сумму амортизации по счету 02 и сумму износа по счету 010 (расходы, не принимаемые в НУ);
  • Дебет 91.9 Кредит
  • Дебет 99 Кредит 68 - ПНО по расходам, не признанным для целей НУ.

В учете учреждения производятся следующие записи:

  • Дебет 02 Кредит 76 - на сумму начисленной амортизации;
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 83 Кредит
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Ситуация 3. Передача имущества, приобретенного за счет деятельности, приносящей доход.

В учете организации-учредителя производятся следующие проводки:

  • Дебет 08 Кредит 91.1 - на стоимость имущества;
  • Дебет 01 Кредит 08 - принят к учету объект ОС;
  • Дебет 91.2 Кредит 02 - на сумму амортизации по счету 02 и сумму износа по счету 010 (для целей НУ не принимается только начисленный износ);
  • Дебет 91.9 Кредит 99 - прибыль учредителя, признаваемая для целей БУ;
  • Дебет 99 Кредит 68 - ПНО по расходам, не признанным для целей НУ;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

В учете НКО:

  • Дебет 02 Кредит 76 - на сумму начисленной амортизации;
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 83 Кредит 76 - на разницу 01 и 02 счетов;
  • Дебет 83 Кредит 84 - на остаток счета 83;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Выводы

Из приведенных выше учетных схем следует, что прекращение оперативного управления и передача имущества (ОС) учредителю приводит к формированию финансового результата и возникновению налоговых обязательств у последнего, а именно:

  • при обратной передаче имущества (ОС) у учредителя формируется убыток, не признаваемый для целей налогового учета;
  • при передаче имущества (ОС), приобретенного учреждением за счет целевых поступлений, на стороне учредителя оперативного управления возникает прибыль, размер которой для целей налогового учета должен быть увеличен на сумму износа и амортизации;
  • при передаче имущества (ОС), приобретенного учреждением за счет дохода, полученного в рамках коммерческой деятельности, у учредителя также возникает прибыль, размер которой для целей налогообложения увеличивается на сумму начисленного износа.

Эти последствия необходимо учитывать коммерческим организациям - учредителям частных учреждений при их реорганизации и/или при перераспределении имущества между несколькими такими учреждениями.

Сноски

Свернуть Показать


Не знаете, что такое забалансовый счет в бухгалтерии? В рабочих планах счетов, применяемых при ведении бухучета как в бюджетных, так и в коммерческих и некоммерческих организациях, выделяют основные (балансовые) и забалансовые счета. На основных счетах бухгалтерам надлежит вести операции, связанные с движением денежных и иных материальных средств, поступлений и выбытий, прибыли и взаиморасчетов с контрагентами, учитывается информация о различных товарах и работах, а также реклама и иные услуги. Забалансовые счета используются для учета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в распоряжении организации и не принадлежат ей на правах собственности. Еще забалансовые счета нужны для отражения операций по тем обязательствам, которые ожидают исполнения, и движения ценностей, не предназначенных для учета на основных бухгалтерских счетах.

Такие счета являются вспомогательными бухсчетами. Остатки по ним не входят в баланс и иллюстрируются за итогами основного бухгалтерского баланса, то есть за балансом. Они не влияют на финансовый результат и не отражаются в периодических и итоговых отчетах организации.

Счета за балансом открываются предприятиями для таких случаев:

  1. Ведение бухучета имущества, которое либо не принадлежит ему, либо списано в расходы.
  2. Сбор сведений, которые необходимо указать в теме пояснительной записки к бухгалтерскому балансу и итоговой отчетности.

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2019 года регламентируются , утвержденным Приказом Минфина РФ № 157н от 01.12.2010 (Инструкция № 157н). Порядок закреплен Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000. Также они регулируются 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 и ГК РФ. Имея под рукой эти НПА, намного проще и понятнее вести бухгалтерский учет по внебалансовым счетам.

Особенности для бюджетных учреждений

Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.

В соответствии с п. 373 Инструкции 157н в редакции 31.03.2018, на забалансовых счетах бюджетных учреждений ведется бухучет:

  • ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
  • ценностей, которые учитываются вне балансовых счетов (основные средства в сумме до 10 000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
  • обязательств, ожидающих исполнения.

Знаете, сколько забалансовых счетов существует с 2015 года? Сейчас в бюджетном учете применяется 31 счет!

Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.

Наименование

«Имущество, полученное в пользование»

«Материальные ценности, принимаемые на хранение»

«Бланки строгой отчетности»

«Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

«Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»

«Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности»

«Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»

«Путевки неоплаченные»

«Запасные части к транспортным средствам»

«Обеспечение исполнения обязательств»

«Государственные муниципальные гарантии»

«Спецоборудование для выполнения НИР по договорам заказчиками»

«Экспериментальные устройства»

«Расчетные документы, ожидающие исполнения»

«Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения»

«Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок»

«Поступления денежных средств»

«Выбытия денежных средств»

«Невыясненные поступления бюджета прошлых лет»

«Задолженность, невостребованная кредиторами»

«ОС стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»

«Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»

«Периодические издания для пользования»

«Имущество, переданное в доверительное управление»

«Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»

«Имущество, переданное в безвозмездное пользование»

«Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

«Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»

«Акции по номинальной стоимости»

«Активы в управляющих компаниях»

«Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями»

Вот те из них, которые чаще всего используются в работе:

  1. Бухучет имущества ведется с использованием 01, 02, 05, 06, 07, 09, 12, 13, 21, 22, 24, 25, 26, 27 забалансовых счетов.
  2. Бланки строгой отчетности, призы, путевки и периодические издания отражаются на счетах 03, 08, 23.
  3. Бухучет денежных средств и расчетных документов ведется на счетах 14-19, 30.
  4. Дебиторская и кредиторская задолженности проводятся на 04 и 20 забалансовый счет соответственно, обеспечение гарантий — на 10 и 11.
  5. Финансовые вложения записываются на 31, 40, 42 забалансовых счетах.

Порядок ведения забалансового учета

Ведение забалансового учета обеспечивает контроль за использованием и сохранностью ценностей, находящихся у учреждения во временном распоряжении, а также своевременное и корректное оформление соответствующей бухгалтерской документации и организацию надлежащего бухучета по забалансу.

Учет по забалансу ведется в простой форме, избегая спама, то есть суммы по операциям с активами, вынесенными за баланс, отражаются либо по дебету, либо по кредиту. Корреспонденция (двойная запись) по ним не ведется.

Проводки составляются по следующему правилу: необходимая сумма записывается или в Дт, или в Кт. Одна и та же операция не должна проводиться по дебету одного бухсчета и по кредиту другого. На Дт забаланса формируются бухгалтерские записи по получению имущества и выдаче обеспечений, на Кт — выбытие ценностей и завершение обеспечений.

Остаток на начало периода (месяца) указывает на наличие того или иного вида ценностей, которые учитываются на определенном счете. Остаток на конец месяца у ЗС всегда является дебетовым.

Дебетовое сальдо на конец периода определяет остаток средств, сформировавшийся на отчетную дату.

Как списать с забалансового счета материалы

Для некоммерческих организаций типовые проводки будут следующими:

  • Дт 002 — принятие материалов на ответственное хранение;
  • Кт 002 — списание ранее принятых материалов.

Для бюджетной организации объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. отражаются на внебалансовых счетах 21 (п. 373 Инструкции № 157н в ред. от 31.03.2018).

Бухгалтерская запись на списание объекта будет такой: Кт 21 — объект основных средств списан с учета за балансом.