» »

Подтверждаем налоговый статус работника. Новости компании Менее 183 календарных дней

24.03.2024

183 дня учитывается за непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в предыдущем календарном году и продолжающийся в другом календарном году.

Совсем иначе устанавливается статус налогового резидента для граждан Республики Беларусь.

Налогообложение граждан Республики Беларусь производится с учетом положений Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.

Пунктом 1 ст. 1 Протокола предусмотрено, что вознаграждение, получаемое гражданином Республики Беларусь в отношении работы по найму, осуществляемой в РФ в течение периода нахождения в России не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в РФ в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в РФ.

Согласно п. 2 ст. 1 Протокола указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в РФ, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.

Минфин РФ Письмом от 5 апреля 2012 г. N 03-04-06/6-98 уточнил, что по итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения его доходов, полученных за налоговый период.

В случае если по итогам налогового периода гражданин Белоруссии будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, условие п. 1 ст. 1 Протокола не будет соблюдено и НДФЛ с его доходов должен быть удержан российской организацией - налоговым агентом по ставке 30 процентов.

При этом в отношении доходов, полученных в следующем году, следует сразу применять ставку 13 процентов.

Если в налоговом периоде белорус приобрел статус налогового резидента (находился в Российской Федерации более 183 дней), перерасчет сумм НДФЛ, удержанных налоговым агентом в предыдущем году по ставке 30 процентов, не производится.

Пример: гражданин Белоруссии прибыл на территорию РФ 16 августа 2011 г. и заключил с российской организацией бессрочный трудовой договор с 17 августа 2011 года..

На дату выплаты вознаграждения по трудовому договору в течение 2011 г. белорус не будет являться резидентом РФ (время нахождения в РФ составляет менее 183 дней).

Таким образом, доходы, полученные нерезидентом в 2011 г., подлежат налогообложению по налоговой ставке 30%.

Доход, выплачиваемый в 2012 г., в соответствии с указанным трудовым договором подлежит налогообложению по налоговой ставке 13%.(см. Письмо УФНС по г Москве от 7 декабря 2011 г. N 20-14/3/118425@)

Делаем перерасчет

Если в течение календарного года работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем календарном году), суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала текущего года, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.

В таких случаях следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца.

Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем календарном году превысило 183 дня, суммы НДФЛ, удержанные по ставке 30 процентов, подлежат зачету в счет удержания 13 процентов при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 процентов (Письмо Минфина РФ от 18 января 2012 г. N 03-04-06/6-7)

При этом работодателю необходимо взять от работника заявление о возврате налога (17% с доходов);

Поскольку НДФЛ, удержанный у резидентов и нерезидентов, перечисляется на разные коды бюджетной классификации (КБК), то необходимо делать зачет образовавшейся переплаты с одного КБК на другой (Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268).

При этом финансовое ведомство указывает, что налоговый агент не имеет права самостоятельно возвращать излишне удержанный НДФЛ за счет суммы налога по другим физическим лицам, так как такая возможность не предусмотрена НК РФ (Письмо Минфина РФ от 22.02.2008 N 03-04-06-01/41).

Если до окончания календарного года всю сумму НДФД по ставке 30% зачесть в счет удержания 13% не получается, то работник должен обратиться с заявлением в налоговую инспекцию за ее выплатой. в порядке, установленном пунктом 1.1.статьи 231 НК РФ

При этом справка формы 2-НДФЛ заполняется только по ставке 13%, т.к. налог с начала года пересчитывается по ставке 13%.В строке 5.3 должен быть указан налог, рассчитанный по ставке 13% со всех доходов за год, а в строке 5.4 – фактически удержанный налог. Разница между этими строками должна отразиться в строке 5.6 Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом. Именно эту сумму работник может вернуть, самостоятельно обратившись в ИФНС.

Впрочем, по поводу путаницы с КБК можно не волноваться. Минфин РФ Письмом от 29 марта 2012 г. N 03-02-08/31 сообщил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, что неправильное указание КБК является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

Отслеживаем статус

Получив статус резидента, работник может убыть на непродолжительный срок за границу в отпуск, в командировку и т.п.)

Минфин РФ Письмом от 6 марта 2012 г. N 03-04-05/6-256 успокоил сомневающихся бухгалтеров, и сообщил, что по возвращении работника следует посчитать количество календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода. И если их получится более 183, то следует продолжать применять ставку 13%.

Расстаемся с работником

ФНС Письмом от 19 декабря 2011 г. N ЕД-4-3/21628@ разъяснила, что если на дату получения дохода, включая дату увольнения, сотрудник организации являлся налоговым резидентом Российской Федерации, то при его увольнении до окончания налогового периода каких-либо перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 процентов, налоговым агентом не производится. Это подтверждено и Письмом Минфина России от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169.


Похожая информация.


А. Балашова, гл. бухгалтер

Ставка налога на доходы физических лиц зависит от того, где гражданин провел больше времени в течение календарного года - в России или за ее пределами. Однако определить этот показатель в начале и даже в середине года еще невозможно. Как в таком случае рассчитать налог, чтобы не нарушить законодательство и не обидеть работника? Ответ вы найдете в статье.

Для расчета НДФЛ неважно, является ваш сотрудник гражданином России или нет. Имеет значение другое: подпадет ли он под определение резидента РФ. Таковыми признаются физические лица, которые в календарном году фактически находились на территории РФ не менее 183 дней (п. 2 ст. 11 НК РФ). Если физическое лицо является резидентом, то его доходы от выполнения трудовых обязанностей облагаются по ставке 13 процентов, в противном случае применяется ставка 30 процентов (ст. 224 НК РФ).

Но как при выплате доходов в течение года определить статус работника и, следовательно, верную ставку? Что касается российских граждан, то принято считать, что на начало налогового периода они являются резидентами. Однако на практике возникают ситуации, когда россиянин перестает быть резидентом. Тогда он, как и иностранный сотрудник, становится головной болью бухгалтера.

В уходящем году Минфин уделил данной проблеме большое внимание: из-под пера специалистов финансового ведомства вышло несколько полезных для бухгалтеров писем.

Сотрудник из-за границы

Первое разъяснение касается ситуации, когда фирма привлекает для работы специалистов, являющихся гражданами иностранных государств (письмо Минфина России от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/225).

Предположим, что организация выплачивает доходы физическим лицам на основании срочных и бессрочных трудовых контрактов. До того, как гражданин сможет документально подтвердить, что он фактически находился на территории РФ в календарном году не менее 183 дней, НДФЛ с его доходов фирма удерживает по ставке 30 процентов. Многие задаются вопросом: а если у работника есть перспектива стать налоговым резидентом РФ в течение года, можно ли применять ставку 13 процентов еще до истечения 183 дней в календарном году? И если да, то какие документы должны быть для этого представлены?

Ответ Минфина порадовал многие фирмы и особенно их иностранных работников. Сотрудники финансового ведомства указали следующее. В некоторых случаях иностранные граждане могут рассматриваться в качестве налоговых резидентов РФ на начало налогового периода и уплачивать НДФЛ по ставке 13 процентов. Это возможно, если трудовой договор, заключенный между российской организацией и иностранным гражданином, предусматривает продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней.

Таким образом, у бухгалтера есть выбор. Первый вариант таков. С начала года удерживать с доходов иностранных сотрудников НДФЛ по ставке 30 процентов. Затем, в случае изменения их налогового статуса (если работники находятся на территории РФ уже более 183 дней в календарном году) произвести перерасчет сумм налога с начала календарного года по ставке 13 процентов.

Второй вариант основан на упомянутом письме Минфина и состоит в следующем. Если между иностранным работником и организацией заключен трудовой договор сроком более чем на 183 дня данного календарного года, то 13-процентная ставка применяется сразу с начала года (или начала работы). А в случае необходимости перерасчет сумм налога производится на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Очевидно, что второй вариант намного более выгоден для работника.

Россиянин за рубежом

В письме Минфина России от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/226 рассматривается несколько иная ситуация. Гражданин РФ работал в начале года в российской организации, а затем в течение года уволился и переехал работать по найму в другую страну. Российская организация-работодатель с начала года рассчитывала, удерживала и перечисляла в бюджет НДФЛ по ставке 13 процентов, так как на дату фактического получения доходов сотрудник являлся налоговым резидентом РФ.

После того как в текущем году бывший сотрудник пробыл за границей 183 дня, он перестал считаться налоговым резидентом РФ. А значит, его доходы, полученные еще до отъезда за границу, должны были облагаться налогом по ставке 30 процентов. Как поступить бухгалтеру в подобной ситуации?

Минфин постарался успокоить всех, кто оказался в таком положении. Действительно, в описанном случае бывший работник перестал считаться резидентом РФ и фирме необходимо произвести перерасчет сумм НДФЛ с начала календарного года. Но при этом специалисты финансового ведомства напомнили, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). И если удержать у физического лица исчисленную сумму невозможно, то налоговый агент должен в течение одного месяца с момента возникновения таких обстоятельств письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности гражданина. На этом обязанность фирмы считается выполненной.

С гражданином будет разбираться уже сама налоговая служба. Сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ в такой ситуации инспекторы не потребуют, а вот погасить задолженность придется. В противном случае ее взыщут с гражданина в судебном порядке (ст. 45 НК РФ).

Брат-белорус

Отдельное разъяснение Минфина адресовано бухгалтерам фирм, где трудятся граждане республики Беларусь (письмо от 15 августа 2005 г. № 03-05-01-03/82).

В начале письма сотрудники главного финансового ведомства страны описали общее правило применения понятия "налоговый резидент" к иностранным гражданам. Те из них, кто получил разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в нашей стране, считаются налоговыми резидентами РФ на начало налогового периода. И, следовательно, к их доходам от работы по найму применяется ставка НДФЛ в размере 13 процентов. По отношению ко всем остальным иностранцам в начале года используется ставка 30 процентов, а после истечения 183 дней пребывания физического лица на территории РФ налог пересчитывается.

Однако вновь прибывшие в Россию граждане Республики Беларусь являются исключением из этого правила. Дело в том, что между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения от 21 апреля 1995 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 "Недискриминация" этого документа, граждане Беларуси не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане РФ в сходных обстоятельствах. В то же время доходы российских граждан по трудовым договорам с первого дня налогового периода облагаются налогом по ставке 13 процентов.

Поэтому для граждан Беларуси с первого дня их пребывания в нашей стране ставка НДФЛ равна 13 процентам. Однако специалисты Минфина отмечают, что при этом необходимо учитывать срок заключаемого с работником трудового договора. Иными словами, "резидентская" ставка применяется только в том случае, если работник потенциально сможет пробыть в текущем календарном году на территории РФ более чем 183 дня.

Внимание

Налоговые вычеты (стандартный, социальный, имущественный и профессиональный) применяются только к тем доходам, которые облагаются по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 210 НК РФ). В отношении доходов, по которым предусмотрены иные налоговые ставки, вычеты не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ).

11 марта

Описание ситуации:

Российская организация создает представительство на территории Республики Китай. В представительстве будут работать два сотрудника: Руководитель представительства - резидент России (обращаем внимание на то, что Руководитель представительства является не гражданином России, а лицом без гражданства) и наемный работник - гражданин Китая. Для сотрудников представительство будет основным (постоянным) местом работы.

Вопрос 1. Правильно ли мы полагаем, что с точки зрения российского законодательства по истечении 183 дней руководитель представительства пе-ре-ста-нет быть резидентом России? Какое в этом случае может иметь значение тот факт, что руководитель является лицом без гражданства?

Ответ. Понятие налогового резидента РФ содержится в п. 2 ст. 207 НК РФ: это физическое лицо, которое фактически находится в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Следовательно, нерезидент - это физическое лицо, которое фактически находится не в РФ более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

Для определения налогового статуса физического лица не имеют значения иные обстоятельства, кроме срока его фактического нахождения в РФ. Так, например, при определении налогового резидентства неважно наличие или отсутствие гражданства РФ (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-04-05/6-318). Поэтому гражданин РФ, находящийся на территории РФ меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не будет признаваться налоговым резидентом РФ, а иностранный гражданин или лицо без гражданства, находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 месяцев, напротив, будут являться налоговыми резидентами РФ.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что руководитель иностранного представительства, фактически находящийся на территории РФ меньше 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 месяцев, не будет признаваться налоговым резидентом РФ. При этом не имеет значения то обстоятельство, что он является лицом без гражданства.

Вопросы 2, 3. Как российская организация или ее представительство в Китае должны рассчитывать, удерживать и перечислять налог с перечисленных доходов Руководителя представительства в течение первых 183 дней его трудовой деятельности на территории КНР: по российскому (13%) или по китайскому законодательству?

Какие из перечисленных видов доходов относятся к доходам от источников в РФ, а какие относятся к доходам от источников за пределами РФ, и как должно производиться налогообложение тех или иных видов доходов в течение первых 183 дней пребывания в КНР?

Ответ. В силу ст. 7 НК РФ международные договоры РФ, содержащие положения, касающиеся налогообложения и сборов, имеют приоритет над нормами НК РФ.

Следовательно, при ответе на заданный вопрос в первую очередь следует учитывать положения Соглашения «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы», заключенного 27.05.1994 между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики (далее - Соглашение).

Пунктом 1 ст. 14 Соглашения определено, что жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.

Таким образом, по общему правилу, заработная плата, получаемая лицом с постоянным местом жительства в РФ, за работу, выполняемую на территории Китая, может облагаться налогом в Китае.

Из данного общего правила есть исключение. Так, в п. 2 ст. 14 Соглашения сказано, что, несмотря на положения пункта 1, вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Договаривающемся Государстве, если:

a) получатель находится в другом Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году; и

b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве; и

c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Договаривающемся Государстве.

Учитывая наличие предлога «и» между условиями, приведенными в данной норме, полагаем, что для применения исключения из общего правила необходимо выполнение всех трех условий в совокупности. Т. е. выполнение одновременно всех трех условий, установленных в п. 2 ст. 14 Соглашения, дает право на освобождение от налогообложения в Китае вознаграждения, полученного лицом с постоянным местом жительства в РФ за работу по найму на территории Китая.

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации (т. е. в течение первых 183 дней пребывания Руководителя представительства на территории Китая) все три условия будут выполняться. Поэтому вознаграждение за работу, полученное Руководителем представительства, не будет облагаться налогом на доходы в Китае. После того, как срок пребывания в Китае Руководителя представительства превысит 183 дня, оснований для освобождения вознаграждения от обложения налогом на доходы в Китае уже не будет.

Таким образом, по нашему мнению, заработная плата Руководителя представительства за работу на территории Китая в течение первых 183 дней не будет облагаться налогом на доходы в Китае.

Что касается положений НК РФ по рассматриваемому вопросу.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

В силу ст. 209 НК РФ для физических лиц - налоговых резидентов РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный от источников в РФ и от источников за пределами РФ, для физических лиц - нерезидентов - доход от источников в РФ.

Таким образом, если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, оно уплачивает налог с доходов от источников в РФ и от источников за пределами РФ, а если физическое лицо не является налоговым резидентом РФ, налогоплательщиком НДФЛ оно будет признаваться только в отношении доходов от источников в РФ; с доходов, полученных от источников за пределами РФ, НДФЛ не уплачивается.

В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ признается доходом налогоплательщика от источников за пределами РФ.

Таким образом, заработная плата за выполнение работы на территории иностранного государства признается доходом от источников за пределами РФ. Аналогичного мнения придерживается Минфин РФ (Письма Минфина РФ от 11.04.2012 № 03-04-05/6-490, от 02.04.2012 № 03-04-06/6-89 и т. д.).

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что если руководитель представительства российской организации на территории Китая является налоговым резидентом РФ (в течение первых 183 дней пребывания в Китае), то заработная плата, полученная им от российской организации за выполнение трудовых обязанностей на территории Китая, подлежит обложению НДФЛ по ставке 13%. При этом организация-работодатель налоговым агентом в этом случае признаваться не будет. В силу подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Таким образом, по нашему мнению, заработная плата Руководителя представительства за работу в Китае в течение первых 183 дней будет облагаться только НДФЛ по ставке 13%.

Следует иметь в виду, что в отличие от заработной платы иные выплаты - например суммы оплаты стоимости аренды жилых помещений и автотранспорта, суммы оплаты обучения, лечения сотрудников и т. п. - не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ. Это следует из положений ст. 207 ТК РФ. Поскольку указанные доходы выплачиваются российской организацией, они относятся к доходам от источников в РФ. Аналогичный вывод сделан в Письме Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-04-06/6-65.

Следовательно, указанные доходы будут облагаться НДФЛ даже после того, как Руководитель представительства утратит статус налогового резидента РФ. Разница состоит лишь в том, что пока у Руководителя представительства будет статус налогового резидента, они будут облагаться НДФЛ по ставке 13%, а после того, как он станет нерезидентом - по ставке 30%. И в том, и в другом случае организация-работодатель, производящая соответствующие выплаты, выполняет обязанности налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Вопрос 4. В налоговый орган какого государства и с какими документами должен обратиться Руководитель представительства с целью избежания двойного налогообложения своих доходов?

Ответ. Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации (т. е. в течение первых 183 дней пребывания в РФ) у Руководителя представительства не возникает двойного налогообложения, поскольку получаемая им заработная плата должна облагаться только НДФЛ в РФ.

Вместе с тем, порядок устранения двойного налогообложения установлен ст. 232 НК РФ.

Из указанной нормы следует, что для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Из анализа данной нормы следует, что налогоплательщик НДФЛ, доходы которого облагались налогом на доходы в иностранном государстве (в частности, в Китае), с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, с целью освобождения от уплаты НДФЛ (проведения зачета и т.п.) должен представить в налоговые органы РФ:

  • официальное подтверждение того, что он является резидентом Китая (Минфин РФ в Письме от 30.11.2010 № 03-04-06/2-275 указал, что действие данного документа распространяется на календарный год, в котором он выдан);
  • документ о полученном доходе и об уплате им налога в Китае, подтвержденный налоговым органом Китая.

Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

Таким образом, по нашему мнению, доходы освобождаются от двойного налогообложения в вышеуказанном порядке.

налоговыми резидентами РФ

Для целей уплаты НДФЛ физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п. п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

Ранее ст. 11 НК РФ устанавливала, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. С 1 января 2007 г. резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (то есть в расчет будут приниматься и месяцы проживания, предшествующие текущему календарному году) (п. 2 ст. 207 НК РФ). Уточняется, что этот период не прерывается на время выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Для определения статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном календарном году, а продолжающийся в другом. Поэтому при выплате доходов сотруднику его статус (резидент или нет) следует определять на соответствующие даты выплаты дохода в 2007 г. исходя из периода нахождения в РФ, начавшегося в 2006 г. (при условии, что работник за этот период пребывал в России более 183 дней) (Письмо Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-04-06-01/76).

В дальнейшем статус работника может измениться. Поскольку НДФЛ с доходов резидентов и нерезидентов уплачивается по разным ставкам (13 и 30 процентов), при утрате работником статуса налогового резидента налог необходимо пересчитать. Если трудовые отношения прерываются до изменения налогового статуса работника, доплатить НДФЛ должно само физическое лицо. А если налоговый статус работника изменяется до прекращения с ним трудовых отношений, работодатель обязан самостоятельно удержать доначисленные суммы налога (Письмо Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74).

Налоговый статус физического лица устанавливается исходя из фактического документально подтвержденного времени его нахождения на территории России. Определять налоговый статус исходя из предполагаемого времени нахождения в Российской Федерации (в том числе на основании заключенного трудового договора) неправомерно (Письмо Минфина РФ от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200). Иными словами, при приеме на работу иностранного гражданина и заключении с ним трудового договора на неопределенный срок изначально рассматривать работника как налогового резидента РФ (удерживая с его доходов НДФЛ по ставке 13 процентов) нельзя. Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем - российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94 , от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396 , от 15.08.2005

Имеющиеся на сайте образцы актуальны как для начинающих, так и для профессионалов. Образцы составлены с учетом действующего законодательства. Часть образцов можно использовать без значительного редактирования. В содержание такого образца нужно только внести свои конкретные обстоятельства и подписать его. Нужно помнить, что не правильно оформленный документ будет оставлен без рассмотрения из чего следует, что только вдумчивый подход к его заполнению станет гарантом того, что поданное вами заявление не будет оставлено без внимания. Обращайтесь! Мы поможем составит Вам заявление.

Указанный период определяется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в России в течение идущих подряд 12 месяцев.

При определении периода в 183 календарных дня, необходимые для установления резидентства, у налогоплательщиков могут возникать следующие вопросы:

1. Должны ли эти дни, так же как и 12 месяцев, быть последовательными и идти подряд?

2. Считаются ли дни приезда в РФ и отъезда из РФ днями фактического пребывания в РФ?

Условия о том, что указанные 183 календарных дня должны идти подряд, ст. 207 НК РФ не содержит. Поэтому дни, необходимые для определения резидентства, не обязательно должны быть последовательными, они могут и прерываться, например, на время отпусков и командировок (Письма Минфина России от 06.04.2011 N 03-04-05/6-228, от 01.04.2009 N 03-04-06-01/72, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@).

Например, в период с 21 октября 2010 г. по 20 октября 2011 г. работник организации "Альфа" И.И. Иванов находился на территории РФ более 183 календарных дней. Эти календарные дни приходятся на следующие даты:

При этом:

С 31 декабря 2010 г. по 13 января 2011 г. (14 календарных дней) и с 1 по 9 мая 2011 г. (9 календарных дней) он проводил отпуск за пределами РФ;

С 5 по 24 марта 2011 г. (20 календарных дней) и с 1 по 22 июля 2011 г. (22 календарных дня) он находился в загранкомандировке.

Таким образом, в течение 12 последовательных месяцев с 21 октября 2010 г. по 20 октября 2011 г. И.И. Иванов являлся налоговым резидентом РФ. Более того, его статус как резидента РФ подтверждался уже по состоянию на 3 июня 2011 г. (183-й день нахождения на территории РФ в период с 21 октября 2010 г. по 20 октября 2011 г.).

Между тем этот период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). Причем Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по возрасту, видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, заболеваний, а также по перечню зарубежных стран (Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@). Главное, чтобы такое обучение или лечение было краткосрочным, т.е. длилось менее шести месяцев. Если обучение или лечение превышает указанный срок, то такое время пребывания за пределами РФ не учитывается при определении дней нахождения на территории РФ (Письмо Минфина России от 07.11.2008 N 03-04-05-01/411).

Таким образом, несмотря на то что физическое лицо в течение, например, 150 календарных дней находилось на лечении или обучении за рубежом, т.е. фактически отсутствовало в РФ, указанное время считается временем его нахождения на территории РФ.

При этом, по мнению Минфина России, нахождение за границей в целях лечения (обучения) можно подтвердить следующими документами: договорами с медицинскими (образовательными) учреждениями или выданными ими справками о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения), а также копиями паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Например, вернемся к условиям предыдущего примера и предположим, что работник организации "Альфа" И.И. Иванов в периоды с 31 декабря 2010 г. по 13 января 2011 г. (14 календарных дней), с 5 по 24 марта 2011 г. (20 календарных дней) и с 1 по 9 мая 2011 г. (9 календарных дней) находился на лечении и (или) обучении за рубежом. В такой ситуации его статус как резидента РФ подтверждается уже по состоянию на 21 апреля 2011 г. (183 дня нахождения на территории РФ в период с 21 октября 2010 г. по 20 октября 2011 г.).

СИТУАЦИЯ: Нужно ли учитывать дни приезда в РФ и отъезда из РФ при определении количества дней фактического нахождения в России?

По мнению контролирующих органов, календарные даты приезда на территорию РФ и отъезда за пределы РФ включаются в количество дней фактического нахождения в России (Письма Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-05/6-157, от 29.12.2010 N 03-04-06/6-324, от 01.12.2010 N 03-04-06/6-283, ФНС России от 04.02.2009 N 3-5-04/097@). Причем, на взгляд чиновников, положения ст. 6.1 НК РФ в целях установления статуса налогового резидента не применяются.

Например, иностранный гражданин въехал на территорию РФ 11 сентября 2011 г., а выехал с ее территории 20 октября 2011 г.

Срок его фактического нахождения на территории РФ начинает течь с 11 сентября 2011 г. и длится по 20 октября 2011 г. включительно. Таким образом, срок фактического нахождения этого иностранного гражданина на территории РФ - 40 календарных дней.

Вместе с тем в арбитражной практике встречается иной подход. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.03.2010 N А54-3126/2009С4 пришел к выводу, что дата въезда на территорию РФ не включается в дни нахождения физического лица в России.

Примечание

Дополнительно о практике арбитражных судов по данному вопросу вы можете узнать в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

Например, воспользуемся условиями предыдущего примера, применив к ним п. 2 ст. 6.1 НК РФ.

В этом случае срок фактического нахождения иностранного гражданина на территории РФ исчисляется с 12 сентября 2011 г. и длится по 20 октября 2011 г. включительно. Следовательно, срок нахождения физического лица на территории РФ будет составлять 39 календарных дней.

Безусловно, позиция Минфина России, которую разделяет и ФНС России, выгодна налогоплательщикам, поскольку при таком подходе срок нахождения на территории РФ дополнительно увеличивается и на дни приезда в РФ.

Отметим, что календарные даты приезда в РФ и выезда с территории РФ в целях установления резидентства можно определять по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность, или на основании других документов.

Примечание

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 1.2 "Документальное подтверждение статуса резидента или нерезидента (времени пребывания на территории РФ)".

Как видно из изложенного выше, физические лица в течение налогового периода (календарного года) могут неоднократно приобретать и утрачивать статус налогового резидента РФ. Это может происходить даже в рамках одного месяца.

Для чего нужен образец

Необходимость обращения в суд возникает тогда, когда право физического либо юридического лица нарушено и у этого лица отсутствует иной способ для его защиты помимо обращения в суд, если законом не предусмотрена альтернатива.

Вы решили обратиться в суд. У вас есть два варианта: первый найти специалиста; второй составить исковое заявление (заявление) в суд самостоятельно. В первом случае все достаточно просто, нужно оплатить работу специалиста и получить юридическую услугу в виде готового искового заявления. Во втором случае сложнее.

Написание искового заявления в суд потребует от вас не только владение терминами права, но и еще знание действующего законодательства. Если у вас этого нет, то вам понадобятся образцы, шаблоны, типовые формы, имеющиеся на нашем сайте.

Как правильно пользоваться образцом

Надо помнить, что образцы исковых заявлений бывают разного содержания. Одни могут быть изготовлены в форме шаблона (типовой формы), другие в виде реальных исковых заявлений. Шаблон искового заявления, как правило, не содержит детального описания обстоятельств, послуживших для обращения в суд. Эти обстоятельства составителю заявления предлагается вписать в содержание искового заявления самостоятельно. Однако сделать без соответствующей подготовки это не просто. В случае если вам не удается правильно составить исковое заявление на основе шаблона, то вы ищите образцы исковых заявлений с готовым содержанием. Имеющиеся на сайте образцы актуальны как для начинающих, так и для профессионалов. Образцы составлены с учетом действующего законодательства. Часть образцов можно использовать без значительного редактирования. В содержание такого образца нужно только внести свои конкретные обстоятельства и подписать его. Нужно помнить, что не правильно оформленный документ будет оставлен без рассмотрения из чего следует, что только вдумчивый подход к его заполнению станет гарантом того, что поданное вами заявление не будет оставлено без внимания.

Правила скачивания информации

Сеть интернета позволяет не только смотреть разнообразную информацию, но и «забирать» ее себе. Вы можете найти нужные материалы и потом загрузить себе на диск компьютера. В этом случае информация стала вашей. Это выгодно, так как в любой момент вы можете открыть ее без сети интернета, переместить на флешку или на диск. Возможно даже передать ее по электронной почте или по скайпу. В том случае если из сети интернета эта информация удалена, то у Вас она по-прежнему будет открываться в «неизменном» виде. Такое действие«забирание» из сети принято обозначать скачиванием. Напоминаем, что скачать можно как текстовые данные, так и видео, музыку, фотографии и компьютерные программы. Проблема при скачивании может заключается в том, что для загрузки каждого типа данных существует свой вариант или даже несколько вариантов скачивания. Текст «скачиваем» одним способом, видео или музыку другим, фотографии третьим и т.д. К сожалению, не существует одной универсальной инструкции в каждом случае она своя.

Вы можете скачать образец в форматах: TXT, DOC, DOCX, WORD

Вы можете заказать выбранный образец в форматах: TXT, DOC, DOCX, WORD из архива сайта. Оформить заказ .