» »

Войти забыли пароль? Азиатские модели рыночной экономики (японская, китайская, южнокорейская) Экономическое развитие кореи

31.01.2024

Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в южнокорейской модели. В первую очередь необходимо отметить, что данная модель имеет много схожих моментов с японской моделью рыночной экономики. Это, в частности, связано с общими особенностями психологического склада населения стран, их высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, которые базируются в Южной Кореи на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. Для того, чтобы ускорить её модернизацию они широко используют налоговую, тарифную и валютную политику. К тому же достаточно длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке способствует сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики.

Так же одной из особенностей страны является наличие такого инструмента экономики как возможность пожизненного найма. Количество постоянных работников на предприятиях составляет практически 30%. Другая особенность - это достаточно большое количество часов в одном рабочем дне, в среднем 57,7 часов в неделю. Плюс ко всему для Южной Кореи, как и для Японии, характерна низкая зарплата, из чего следует высокая конкурентоспособность продукции их производителей. Так же у них существует разница в оплате труда примерно в 2 раза у мужчин и у женщин. Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. Ещё одной особенностью этих моделей является протекционистская политика государства, которую вели Япония и Южная Корея продолжительный период времени.

Одним из факторов, который объясняет стремительный рост экономики Южной Кореи, является сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, которые пошли по пути экономического развития, а не по пути демократических и политических преобразований. Правительство пересматривало существующие законы и, если это было необходимо, принимало новые законы, к тому же, принимали множество мер по способствованию увеличению количества накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Было положено масса усилий для того, чтобы обеспечить условия для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги, школы и тому подобное. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты. Очевидно, что в современных условиях широкого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. Именно поэтому в Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Из-под контроля государства даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежного обращения, не выходили ни уровень инфляции, ни уровень дефицитность государственного бюджета. государственная монополия в кредитно-финансовой системе играла в этом определяющую роль. Другое важное направление в Южной Кореи является государственное регулирование валютной сферы. В Корее с 1949 года действует принуждения, в разных её вариантах к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в центральном банке. Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства способствует формированию основных пропорций общественного производства, при этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы.

Превышение доходов над расходами в Республике Корея продолжает расти, это связано, в основном, с постоянным ростом экспорта. Многие эксперты полагают, что зависимость южнокорейской экономики от экспорта чрезмерно велика. К примеру, в 2010 году индекс зависимости от экспорта составил 87,9 процента, а профицит торгового баланса в апреле 2011 года составил 3,93 млрд долларов.

По данным ВТО, в первые четыре месяца 2011 год объем экспорта Южной Кореи составил 179,6 млрд долларов, увеличившись на 27,9% в годовом выражении.

Таким образом, как видно из практики экономика Южной Кореи представляет собой наиболее гармоничное сочетание плановых и рыночных способов ведения хозяйств.

2. Азиатские модели рыночной экономики (японская, китайская, южнокорейская).

Рассмотрим японскую и южнокорейскую модели одновременно, так как они очень похожи. Япония и Южная Корея сейчас занимают одно из центральное место в мировой политике и экономике. Но в начале 20 в. эти два государства в основном были аграрными, у них не существовало какой-либо развитой промышленности, также осуществлялось давление со стороны «главных колонизаторов», рынок сбыта национальной продукции все уменьшался и уменьшался, продукция становилась менее конкурентоспособной. Чтобы не стать рынком сбыта продукции развитых стран, эти государства проводят серию реформ. После чего эти две аграрные страны к концу 20 в. выходят на первые позиции по производству наукоемкой продукции в мире, и становятся главными импортерами ее. Сейчас эти государства называют «молодыми тиграми». Но что же стоит за экономиками этих стран. , .

Главной особенностью экономик Японии и Южной Кореи является высокая степень участия государства в экономической и общественно-социальной жизни общества, но существуют также и определенные отличия.

Вмешательство государства в экономике Японии осуществлялось преимущественно через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Основными рычагами этой политики служили налоговые льготы и государственная кредитно-инвестиционная деятельность. Налоговые льготы предоставлялись либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, либо путем освобождения налога на основной капитал. Государственная кредитно-инвестиционная деятельность состояла в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. В 1952-1955 гг. промышленность получала из этих источников 28% необходимых ей финансовых средств. Специфичной для Японии чертой является сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем. Так, во время нефтяного кризиса 1993 г. и в период кризиса «высокой иены» преодоление экономических трудностей и стимулирование хозяйственного развития шло при поддержке со стороны правительства Центрального Банка Японии, проводивших меры макроэкономического характера по расширению спроса.

Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию (поддерживает такие формирования в стране как «группирование»), ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров (ведет преимущественно протекционистскую политику).

Что же касается Южной Кореи степень государственного влияния на экономическую и на социальную жизнь со стороны государства на много выше чем в Японии. Правительственный контроль над развитием хозяйственно сферы был предусмотрен основным законам страны. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решении, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными. Для урегулирования отношений широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 г., когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на их сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов. По оценкам Мирового банка, почти 2/3 прироста ВВП за 1960-1989 гг. было обеспечено за счет использования ресурсов, а не роста эффективности. По мере экономического роста эффективность средств производства снижалась.

Еще одной из особенностей японской и южнокорейской модели является присутствие государственного планирования. На протяжении всего послевоенного периода правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики. Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов - план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. Что касается Южной Кореи, то процесс хозяйствования страны связан на прямую с государственным планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963 г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994 г. были переданы министерству промышленности. Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.

В сфере предпринимательства в японской и южнокорейской моделях наблюдается следующая особенность, а именно наличие различных торго­вых и деловых традиций, коренящихся в истори­ческих и культурных особенностях развития об­щества и выпадающих, как правило, из системы рыночных инструментов, принятой на Западе. Бизнес в этих странах связан такими понятиями, как «группирование» и «чеболы». Рассмотри их ниже. .

В противоположность западной рыночной экономике, в основе поведения хозяйствующих агентов которой лежит индивидуализм, в Японии сильны устои своеобразного коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. От­дельные авторы характеризуют японскую систе­му как нечто близкое к организации деревенской жизни, где риск и ответственность одновременно и распределяются и объединяются. Японские предприниматели не дожидаются стихийного раз­решения противоречий между спросом и предложением. Они принимают упреждающие меры, стремясь, насколько это возможно, к взаимопо­ниманию и согласию.

Именно эта «групповая ориентация», ставшая частью национального характера японцев, объ­ясняет существование укоренившихся торговых и дедовых обычаев, во многом определивших появ­ление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу»(«группирование») в виде "объедине­ний", охватывающих разные сферы экономики.

«Объединение» представляет собой группу хо­рошо знающих друг друга партнеров, в рамках которой на взаимной основе формируются ожи­дания поведения того иди иного партнера. Это контрастирует с рыночным механизмом, кото­рый действует невзирая на личность партнера и учитывает лишь иены. В «объединении» посред­ством тесного человеческого общения формиру­ется взаимное доверие и возникают отношения сотрудничества. При этом в результате примене­ния разных санкций повышается денежная ответ­ственность за «неджентльменское» поведение, что служит мощной силой, сдерживающей нару­шение морали.

Теперь рассмотрим такую особенность южнокорейской экономика как «чеболы». Чеболы представляют собой финансово-промышленно-торговые группы, базирующиеся на семейном капитале. И хотя формально они выступают как группы самостоятельных фирм, фактически они находятся в собственности определенных семей и под их единым административным и финансовым контролем. Правда, хотя реальное управление чеболами осуществляется семейными кланами, их доля в акционерном капитале группы редко превышает 50%. Более того, как показывает опыт выхода из кризиса южнокорейской экономики, чем ниже доля “семейного капитала” в корпорации, тем эффективнее ее возможности по реструктуризации и адаптации к модели кризисного и посткризисного развития. Ярчайший пример этого – корпорация “Эл Джи”.

Несколько десятков чеболов (крупнейшие из которых “Самсунг”, “Дэу”, “Хендэ”, “Эл Джи”, “Эс Ка Глобал”) контролируют почти все отрасли экономики. Им принадлежит большинство крупных и средних компаний. На 10 ведущих чеболов приходится 64% ВВП и около 70% экспорта.

Другая характерная черта чеболов – очень высокий уровень диверсификации. Практически в каждой компании представлены все ведущие отрасли промышленности, что неизбежно приводит к жесткой конкуренции не только между ними, но и между фирмами, входящими в состав разных чеболов.

Среди факторов, способствовавших динамичному развитию чеболов, можно отметить:

    быстрое освоение новых отраслей и диверсификация деятельности;

    использование новейших иностранных технологий;

    большое внимание подготовке управленческих кадров;

    межотраслевой синергизм и способность быстро аккумулировать значительные финансовые средства для реализации крупных стратегически важных проектов;

    более высокая финансовая, технологическая и организационная устойчивость.

Но все-таки основой их существования и процветания являлась поддержка со стороны государства. Крупнейшие чеболы возникли прямо или косвенно в связи с реализацией государственных и импортозамещающих проектов в базовых отраслях – производстве цемента и удобрений, рафинированного сахара, нефтепереработке, строительстве. Рост чеболов во многом происходил благодаря созданной для них системе льготного финансирования. Чеболы получили около 75% банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х – начале 80-х годов. Во многом это предопределило не только сильную кредитную задолженность южнокорейских корпораций и низкую долю собственного капитала в активах, но и коррумпированную структуру, приведшую к слиянию интересов государства и бизнеса.

Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в японской и южнокорейской модели. Одной из особенностей является наличие пожизненного найма. Количество постоянных работников в фирмах составляет примерно 30%. Следующая особенность это длительный рабочий день он составляет приверно57,7 часов в неделю. Плюс для этих моделей характерен низкий уровень заработной платы, поэтому конкурентоспособность продукции японских и южнокорейских производителей высока. Также наблюдается особенность разницы оплаты труда мужчин и женщин примерно в 2 раза. Отличительной особенностью трудовых отношений в Японии считается то, что трудовые отношения стоятся на философии «фирма – наш общий дом» Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. . Последняя особенность этих моделей которую я хотел бы отметить – это протекционистская политика государства которую вели Япония и Южная Корея долгое время.

Перейдем к следующей азиатской модели: китайской модели рыночной экономики. Китайская Народная Республика (КНР) - одна из крупнейших стран мира. На ее территории - 7,2% мировой суши - проживает свыше 21% населения мира. Ее хозяйство создает 4% ВМП при подсчете по текущим валютным курсам и свыше 12% ВМП, рассчитанного на основе ППС. По последнему показателю КНР уступает только США. Она обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По потенциальным ископаемым ресурсам Китай уступает США и Российской Федерации. Она занимает ведущее место по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель.

Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. Она превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам. Что стоит за успехами Китая и как ему это удалось? Ответим на этот вопрос ниже.

Сотрудники института экономического анализа сформулировали нескольких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:

    гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран. Исследования показывают, что такой закономерности не существует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики;

Введение 3 1. Теоретические основы южнокорейской модели экономики 6 1.1. Понятие модели рыночной экономики 6 1.2. Характеристика азиатской модели экономики 8 2. Основные черты южно-корейской модели экономики 12 2.1. Южно-корейская модель динамичной рыночной экономики: общая характеристика 12 2.2. Роль государства в экономике в южно-корейской модели, перспективы ее развития 14 Заключение 22 Список литературы 23

Введение

Хотелось бы отметить, что сегодня в любой системе существуют свои определенные национальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что государства существенно отличаются некоторым уровнем экономического развития, а также социальными, национальными условиями. Современная рыночная экономика состоит из нескольких различных по своему содержанию моделей экономики. Данные модели кардинально отличаются друг от друга в зависимости от определенной степени воздействия государства на всю экономику, от приоритетных задач. Но можно сказать, что современная модель всего рыночного хозяйствования, сложившаяся в государствах странах с высоко-, а также среднеразвитой рыночной экономикой, на сегодняшний день характеризуется некоторыми общими закономерностями. К ним можно отнести открытость рынка, а также достаточно высокий уровень развития экономики государства в целом, высокоразвитая система различных методов регулирования всей национальной экономики, экономический рост. Определенный экономический подъем азиатских странах в начале 21 столетия приобрел некоторый характер особенно мощной, а также устойчивой тенденции. Именно под ее воздействием стремительно изменяется соотношение ключевых сил в современной экономике. Постоянно увеличивающаяся роль азиатских государств в современной мировой экономике уже является общепризнанным фактом. Исторически слово «Азия» в российском сознании ассоциировалось с отсталостью. Для подобного подхода к этой части света у экономистов остается все меньше оснований. Определенный положительный опыт азиатских государств в последнее время становится понятнее, а также намного России по различным причинам. Стоит сказать о том, что определенная южнокорейская модель экономики представляет собой определенный вариант японской модели. Вообще общим для данных государств можно назвать достаточно активное участие государства в определенной перестройке всей экономики и ее постепенной модернизации, увеличения конкурентоспособности экспортной продукции на современном мировом рынке. Из-за недостаточного развития рыночных отношений определенное южнокорейское государство целенаправленно способствовало формированию достаточно мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупнейших предприятий, называемых чеболь, которые в дальнейшем переросли в финансово-промышленные группы (ФПГ). Однако события конца 90-х годов прошлого столетия показали, что у южнокорейской и японской моделей с их достаточно сильным вмешательством государства в рыночную экономику возникает пониженная приспособляемость к различным мировым финансовым кризисам. Изучение южно-корейской модели экономики представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Градов А.П., Кнопп А.С., Ломакин В.К., Каледин Н.В., Крупянко И. и многих других. Целью курсовой работы является изучение особенностей южно-корейской модели экономики. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: ? определить понятие модели рыночной экономики; ? провести характеристику азиатской модели экономики; ? рассмотреть южно-корейскую модель динамичной рыночной экономики; ? определить роль государства в экономике в южно-корейской модели, изучить перспективы ее развития. Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Заключение

Определенная модель национальной экономики – является системой обеспечения строго потребностей человека некоторыми ресурсами. Она является формулой способности современных государств производить требуемые товары и услуги, обеспечивать, как свои внутренние, так и внешние расходы без привлечения внешних займов. В данном смысле модель национальной экономики является единственным путем экономического роста, а также экономической независимости государств. На достаточно быстрый рост экономики Южной Кореи в первую очередь оказывают влияние различные определенные факторы, а это определенная стратегия развития, которая ориентирована на экспорт, а также на активное взаимодействие с внешним миром, благоприятный определенных международный экономический климат 60-70-х годов прошлого столетия, низкие затраты на содержание определенного военно-промышленного комплекса и прочее. Определяющим фактором, который объясняет достаточно быстрый рост экономики Южной Кореи, является достаточно сильное, высокоэффективное руководство в лице различных авторитарных правительств, которые отложили демократические, политические преобразования именно в пользу экономического развития. Экономика Южной Кореи представляет собой наиболее гармоничное сочетание планового, а также рыночного способов ведения хозяйства. В данной стране формирование, а также умелое использование данного механизма дало возможность в сжатые сроки преодолеть определенный барьер слаборазвитости, а также занять достойное место во всей мировой цивилизации.

Список литературы

1. Антонов М. Ф. Глава 8. Китай и его «азиатские тигры» // От лжекапитализма к тоталитаризму! Мир в XXI веке и судьбы России. – М.: Альта-Принт, 2008. – 592 с 2. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. – М.: Академический Проект, 2009. – 456 с. 3. Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций. – СПб: «Специальная Литература», 2007. – 487 с. 4. Каледин Н.В., Ятманова В.В. Политическая и экономическая география мира. Часть 2. География мирового хозяйства: Учебное пособие. - СПб., 2010. – 510 с. 5. Кнопп А.С. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.:МУПК, 2008. – 397 с. 6. Крупянко И. Геополитика Восточной Азии сегодня и завтра.// Международная экономика. – 2009. – № 07. – С. 52-53 7. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2012. – 497 с. 8. О развитии южнокорейской экономики // БИКИ. – 2011. – № 40. – С. 16–18. 9. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 408 с. – (Серия «Высшее образование») 10. Республика Корея – экономическое развитие продолжается.// БИКИ. – 2009. – № 106. – С. 4-5 11. Шипаева В.И. Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства. – М., 2009. – 353 с. 12. Азиатская модель социальной экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://econominfo.ru/view-article.php?id=104 13. Азиатские модели рыночной экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/2011-08-12-13-34-02/1362.html 14. Николенко Ю.В. Политическая экономия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/politekonomia/politichna_ekonomiya_-_nikolenko_yuv/shvedska_model.htm 15. Принципы и тенденции формирования национальной модели экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yourlib.net/content/view/14364/164/ 16. ПОСЛЕСЛОВИЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oldwww.history.kemsu.ru/PUBLIC/govorov/gov_3-0.htm 17. Республика Корея. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Корея 18. Южная Корея - ВВП на душу населения PPP. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gdp-per-capita-ppp 19. Южная Корея - Темпы роста ВВП. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gdp-growth 20. Южная Корея - Валовой национальный продукт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gross-national-product

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экономическая модель развития Южной Кореи

«Чудо на реке Ханган» - подобным аллегорическим выражением были названы международным сообществом просто удивительные экономические успехи в Южной Корее. На заре становления государственности эта страна являлась одной из самых бедных аграрных государств этого региона. Приблизительно в 1962 году правительство Республики Корея взяло курс на усовершенствование и развитие экономического потенциала страны, прежде всего, изменив направленность основных производств с аграрных на промышленные, причем очень технологичные и высокоинтеллектуальные. Учитывая неподражаемое трудолюбие корейского народа, грамотную экономическую политику правительства, менее чем через четыре десятка лет страна превратилась в одного из лидеров мирового рынка высокотехничных, высокоинтеллектуальных товаров.

На сегодняшний день страна занимает 12-ое место в мире по объему торговли. Республика Корея на сегодняшний день является, и это общепризнанно, одним из мировых лидеров в производстве электронной аппаратуры и приборов, автомобилей, кораблестроении. Но останавливаться на достигнутом южнокорейцы не собираются. К 2020 году Корея планирует стать основным блоком в азиатском экономическом союзе. Учитывая потенциал этой страны - все возможно. Для достижения поставленных целей, учитывая реалии сложившегося экономического кризиса, правительство предприняло ряд эффективных мер по изменению ситуации в лучшую сторону. Были проведены реформы в корпоративной, финансовой и государственной части экономики, на рынке труда.

Основным из направлений выхода страны из кризиса правительство видит увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Что означает дальнейшую либерализацию финансового рынка что страны. Таким образом Южная Корея планирует увеличить эластичность рынка труда, снизить безработицу, поддержать конкурентоспособность транснациональных корпораций, импорт продукции которых составляет большую часть доходов страны.

Большим подспорьем для привлечения иностранных инвестиций в страну является людской ресурс страны. Более 100 тысяч высококвалифицированных специалистов разных направлений промышленности выпускают высшие учебные заведения, многие из которых стараются получить ученые степени. Этот фактор позволяет инвесторам разных стран открывать производство новой высокотехнологичной продукции. Кроме того, в предвыборной программе президента страны Ли Мён Бака заложены тезисы о создании на территории Республики Корея города высоких технологий, что будет способствовать увеличению рабочих мест, росту товарооборота со странами-партнерами и, как следствие, притоку новых капиталовложений в экономику страны.

Кроме всего прочего, Южная Корея является одним из ключевых транспортных узлов азиатского региона, что позволяет использовать эту страну как экспериментальную площадку по производству новой продукции, поскольку возможности грузоперевозок здесь достаточно неограниченны - морем, по суше, воздухом.

Модель экономического развития Южной Кореи с ее главными параметрами - ориентация на экспортное производство, мобилизация финансовых источников накопления, развитие науки, техники, подготовка рабочей силы может успешно функционировать только при определенных макроэкономических условиях. Ими являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, развитие сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием, а также политика справедливого распределения доходов. Исследования развития Южной Кореи позволяют выделить причины экономического успеха этой страны. Это - своевременный переход к осуществлению стратегии экспортоориентации на основе достижения определенного уровня импотртозамещения и тщательного анализа сравнительных преимуществ страны. Для стимулирования экспортоориентации были предприняты различные меры, например создание специальных организаций по содействию экспорту, изменение курса обмена в пользу экономического производства, освобождение фирм, производящих продукцию для экспорта, от налогов и выдача им субсидий или кредитов на льготных условиях и т.д. В процессе развития экспортного производства произошли радикальные перемены в самом составе товарного экспорта и в структуре национальной экономики. Наблюдается тенденция уменьшения удельного веса первичной и обрабатывающей продукции и увеличение доли продукции отраслей тяжелой промышленности.

1. Эффективная мобилизация различных финансовых источников накопления, создание в стране хорошего инвестиционного климата.

На практике иностранные займы представляются наиболее эффективной формой привлечения иностранного капитала.

3. Долгосрочная государственная политика в области науки, техники и подготовке кадров. В самом начале индустриализации правительство приняло ряд мер по осуществлению долгосрочной национальной стратегии в этой области - были созданы органы по развитию науки, техники, контроля над качеством промышленной продукции и подготовки кадров. В этой сфере Корея во многом заимствовала опыт Японии, в частности механизм взаимодействия между государственными и частными НИИ.

4. Нормальное обеспечение населения продовольствием посредством необходимого импорта и развития национального сельского хозяйства

5. Приостановление инфляции и сдерживание ее роста в процессе индустриализации

6. Обеспечение социально-политической стабильности и политике справедливого распределения доходов населения

7. Трансформация страны от застойного «азиатского» способа производства в рыночно-еврокапиталистический.

Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и изолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительства публиковать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации.

Почти вся промышленность находится в собственности государства. Режим продолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерб легкой и остальным необходимым отраслям. Основная отрасль промышленности: военная промышленность. Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми работающими в политической и экономической системах. Милитаризация предусматривает использование людских и материальных ресурсов общества для военных целей. Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и численность всего населения, также как уровень военных расходов в НВП и государственный бюджет. В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численности населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от бюджетных средств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи, сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы на существование их в условиях мирного времени. Любое регулирование распределения ресурсов потребует изменений в политике Северной Кореи, опирающейся на военную стратегию, по направлению к политике, ориентированной на восстановление экономики. Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны и развивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время как изменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил. Сокращение военных расходов приведёт к падению закупок вооружения, сокращению внутреннего производства и импорта.

Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном секторе экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций значительно меньше, чем в том случае, когда инвестируется непосредственно частный сектор. Нынешний уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней точке зрения. Эта тенденция игнорирует политическую и военную необходимость инвестирования в оборонную промышленность. Система, которая в качестве приоритета выдвигает военные цели и ценности, делает акцент на оборонных расходах, которые превышают эффективность экономики страны.

Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонных предприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов военного назначения. Северная Корея продолжает отдавать приоритет производству военной продукции даже после принятия плана «параллельного развития экономики и военного комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовой партии Кореи в 1967 году. Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В условиях, когда военному производству уделяется первостепенное внимание, возникает дефицит невоенной продукции.

В Северной Корее все промышленные предприятия являются действующей частью военно-промышленного комплекса. Остальные отрасли промышленности - это машиностроение, электричество, химическая промышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная руда, магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия, текстильная промышленность, пищеперерабатывающая промышленность и туризм. Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое; сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии, устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. Однако за последние годы улучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство зерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Страну выручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В стране очень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванных недоеданиями.

северная корея экономика

Заключение

Южная Корея опережает КНДР по основным макроэкономическим показателям. По данным 2003 г., темпы экономического роста Северной Кореи в 10 раз ниже темпов развития Южной Кореи. Так, ВВП Республики Корея составил 625,7 млрд. долл., превосходя данный показатель Северной Кореи в 27 раз. Данная ситуация характерна и для показателей благосостояния населения: несмотря на то, что численность населения КНДР в два раза ниже, показатель ВВП на душу населения значительно отстает. Уровень же военных расходов Северной Кореи превышает уровень Южной Кореи в 10 раз, что подтверждает высокую милитаризацию производственного сектора экономики.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Географическое положение Южной Кореи, численность и состав населения. Язык и религиозные особенности. Политика и государственное устройство страны, ее глава, парламент. Собственные энергетические ресурсы Южной Кореи, состояние экономики и туризма.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Территориальные, природные и климатические особенности, состав и численность населения Северной Кореи – страны в Восточной Азии, занимающей Корейский полуостров, прилегающую к нему часть материка и прибрежные острова. Направления развития экономики.

    презентация , добавлен 05.11.2012

    Ознакомление с историей возникновения, географическим положением, природными ресурсами, возрастной структурой населения, культурой, дворцово-храмовым и народным стилям архитектуры, кулинарными особенностями, национальными сокровищами Южной Кореи.

    презентация , добавлен 01.05.2010

    Этапы развития Южной Кореи после Корейской войны, подготовительные мероприятия. Импортозамещающая модель развития экономики, ориентированная на обеспечение внутреннего рынка. Стадия индустриализации, предусматривающая развитие тяжелой промышленности.

    реферат , добавлен 30.11.2009

    Географический обзор и административное деление Северной Кореи, ее население и история, государственное устройство. Природные условия, климат, животный и растительный мир. Экономическое развитие, промышленность и сельское хозяйство, культура и туризм.

    презентация , добавлен 12.11.2010

    Географическое положение, сведения о населении Южной Кореи. Возрастной и половой состав страны, основные религии. Традиционные виды искусства и культуры, обычаи и традиции страны. Экономика, промышленность, сельское хозяйство, размещение хозяйства.

    презентация , добавлен 15.11.2012

    "Четыре азиатских тигра" - неофициальное название экономик Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня, демонстрировавшие очень высокие темпы экономического развития с начала 60-х до финансового кризиса 90-х годов XX века. Экономические достижения стран.

    презентация , добавлен 06.01.2011

    Формирование внешнеторговой политики Южной Кореи в условиях стратегии экономического развития за счет экспортного производства. Развитие сельского хозяйства и промышленности в государстве. Привлечение иностранных инвестиций. Товарная структура экспорта.

    презентация , добавлен 18.03.2015

    Сеул - столица Республики Корея (Южной Кореи), ее экономический и культурный центр. Основные архитектурные достопримечательности Сеула. Крупнейший порт страны - город Пусан, его главные достопримечательности. Мост Кванан - подвесной мост в округе Суёнгу.

    презентация , добавлен 19.12.2013

    Краткие факты. Немного о Южной Америке. В Южной Америке расположен самый высокий водопад Анхель. Животные Южной Америки. Климат. Природные зоны и внутренние воды. Страны и города. Бразилия. Аргентина. Перу. Венесуэла.